Доклад на тему: Формирование ученического коллектива. Педагогическое руководство ученическим коллективом. Исследовательская работа «создание и развитие ученического коллектива с учётом требований фгос
Основная закономерность развития самоуправления - гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентации учащихся, позволяющая сделать результаты участия в управлении достоянием каждого. Эта закономерность позволяет обосновать основные требования к развитию ученического самоуправления.
Требования социально значимой доминанты предполагают мобилизацию коллектива вокруг единой цели, сплачивающей
участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимость от реализации основной цели, стоящей перед коллективом на данном этапе его развития. Каждый коллектив имеет специфическую цель в различный период времени.
В одной и той же школе различные цели могут быть в качестве доминирующих у органов самоуправления школы и класса. Доминирующие цели выступают в качестве «особых звеньев» в организации деятельности учащихся.
Единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся предполагает обеспечение непротиворечивости целей всех актуальным целям каждого. Особенно на первом этапе становления ученического самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам.
Обеспечить включенность учащихся в решение управленческих задач возможно лишь при их позитивном отношении к деятельности. Учащиеся, выступающие в роли лидеров-организаторов, должны учитывать в своей работе оценку, которую им дают товарищи.
Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности учащихся; содержание этих целей постоянно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед ученическим коллективом.
Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные положениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом предусматривается также изменение функций постоянных органов в зависимости от изменений стратегических задач.
Реализация данного требования предполагает состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления, педагогическое стимулирование лидерства учащихся.
Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагает, что отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых как педагогами, так и учащимися определенных правил (норм) отношений, делегировани-
ем учащимся реальных управленческих отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллектива друг к другу.
На организационно-методическом уровне педагоги и учащиеся участвуют в работе органов самоуправления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам ученического самоуправления, представляет им право обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определения основных задач и принятия решений.
На социально-психологическом уровне педагоги и учащиеся устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликты. При этом важно создать такую атмосферу, в которой и педагоги и учащиеся, сопереживая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.
Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности. В этой подготовке можно выделить три главных структурных компонента.
Первый компонент - информационный. Учащимся в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач. Освоение учащимися организаторских функций может осуществляться как в процессе изучения факультативного курса «Организаторская работа», так и на основе межпредметных связей в процессе преподавания других предметов, а также во внеучебное время.
Второй компонент - операционный. Он включает в себя формирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.
Третьим компонентом (практическим) является управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.
Еще одним условием развития ученического самоуправления является педагогическое стимулирование лидерства. Важно формировать у детей готовность к проявлению лидерских
качеств, однако проявление психолого-педагогической готовности быть лидером - необходимое, но недостаточное условие обеспечения педагогического стимулирования лидерства. Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Создание педагогами ситуации (внешней и внутренней), стимулирующей проявление лидерского потенциала воспитанников. - своеобразное «поле лидерства», понимаемое как особое интегративное свойство, создаваемое педагогом для стимулирования лидерского потенциала воспитанника.
Важнейшими компонентами поля лидерства являются:
Стиль отношений, складывающийся в группе, морально-психологический климат, в котором проходит жизнедеятельность воспитанников;
Конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа воспитанников.
Перечисленные принципы и организационно-педагогические условия позволяют сделать процесс развития самоуправления в коллективах школ непрерывным и существенно влияющим на социальное становление учащихся.
Вопросы для самопроверки
1. Чем отличается коллектив от других групп школьников?
2. Как коллектив воспитывает школьников?
3. Что такое ученическое самоуправление?
4. Каковы критерии развития самоуправления?
5. Какие требования предъявляются к деятельности педагога для развития самоуправления?
Формирование ученического коллектива - одна из основных задач мастера производственного обучения и классного руководителя каждой учебно-производственной группы. От того, насколько быстро и успешно удастся им превратить группу в сплоченный коллектив, будут зависеть успешность всего обучения, работоспособность как группы, так и самого мастера, других педагогов. Поэтому организацией ученического коллектива группы надо заниматься еще до начала учебного года, в период ее набора приемной комиссией.
Процесс становления ученического коллектива проходит три основные стадии. На первой, начальной стадии, когда еще не определился актив группы, ей полностью руководит мастер, он предъявляет требования, которые определяют жизнь, деятельность, поведение учащихся. Это период активного изучения мастером своих учеников. На второй стадии создается актив группы, поддерживающий требования мастера, который именно активу передает часть своих функций. Третья стадия - это сформированный коллектив, который уже сам предъявляет требования к членам коллектива, проверяет их выполнение.
Непросто бывает сформировать из таких разных и непохожих друг на друга учащихся, пришедших на первый курс, сплоченный дружный коллектив, где каждому было бы интересно, у каждого формировались бы те отношения и нормы поведения, которые выпускник мог бы в последующем использовать в своем рабочем коллективе.
Еще до начала учебного года мастеру необходимо познакомиться с учащимися и поставить перед ними конкретные и четкие задачи, определить те требования, которые они должны соблюдать. В первую очередь, это правила поведения, распорядок дня. Здесь не может быть никаких отступлений. В результате проведения определенной работы у мастера складывается первое впечатление о составе учащихся, формируется представление о возможном активе группы, о том, кто из ребят нуждается в особом внимании и подходе.
Учебно-производственная группа как коллектив представляет собой устойчивую самодеятельную организацию учащихся, объединенную единой целью и совместной общественно полезной деятельностью, обладающую органами коллектива и органически связанную с другими коллективами (учебными, производственными).
Ученический коллектив - не механическое объединение учащихся в учебную группу. Группа может проучиться в училище три года, но так и не стать коллективом. А может стать им уже в первом пол-
Угодий. Формирование ученического коллектива - процесс, требующий времени и определенных усилий со стороны мастера.
Важный и очень ответственный этап формирования коллектива - создание актива группы. Прежде всего подбор старосты, профорга, физорга. Актив - это опора мастера во всех делах по обучению и воспитанию учащихся группы, первый его помощник. Это ядро, основа коллектива группы.
Староста группы (в некоторых училищах командир группы) - первый помощник мастера и классного руководителя в организации производственного обучения и воспитания учащихся, в общественной жизни. В его обязанности входит поддержание учебной дисциплины в группе, контроль за сохранностью учебного инвентаря и оборудования, назначение дежурных по группе, контроль за их работой, извещение учащихся о распоряжениях администрации училища, изменениях расписания, распределение учебников и учебных пособий, учет посещаемости занятий. Староста с мастером готовит и проводит групповые собрания.
Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав актива группы. Изучая личные дела учащихся, зачисленных в группу, знакомясь с ними лично, мастер уже тогда делает для себя наметки о составе будущего актива. Однако они могут быть не совсем точными, первое впечатление может быть обманчивым. Поэтому опытный мастер обычно в начале рекомендует группе для выборов временного старосту, а затем, когда учащиеся лучше познакомятся друг с другом, решается вопрос об утверждении его в этой должности или выборе другого лица, которого признает и рекомендует группа. Одновременно могут быть проведены выборы и других членов актива (профорга, физорга), а также даны общественные поручения каждому члену группы. Возможны также выборы основного актива и через временные обязанности. Такой подход иногда называют «не от титула, а к титулу».
Формирование группы как коллектива во многом зависит от того, насколько удастся совместить в одном лице «фактических лидеров», пользующихся у учащихся авторитетом и уважением, которым они доверяют, и «формальных». Для правильной жизнедеятельности ученического коллектива очень важно, чтобы лидеры «формальные», т.е. выборные, были лидерами фактическими.
Придавая большое значение фактическому лидерству, следует иметь в виду, что в ряде случаев такое лидерство основывается на превосходстве в физической силе, показной смелости и взрослости, умении сплотить вокруг себя неустойчивую часть группы личными притязаниями, модными увлечениями, волевым подавлением и т.п. Вряд ли такие «лидеры» будут помощниками мастеру. Безусловно, при умелом руководстве, определенной индивидуальной работе и они могут со временем стать вожаками коллектива.
Важно, чтобы учащиеся, входящие в актив, были, прежде всего, хорошими организаторами. Из качеств, характеризующих их как организаторов, можно выделить следующие:
-ш
Организаторское чутье, т.е. находчивость в различных ситуациях, организаторская изобретательность, такт в отношениях с товарищами, практический ум;
Умение, способность увлечь коллектив идеями и «заряжать» энергией, т.е. быть «заводилой»;
Склонность к организаторской деятельности, действенный и
устойчивый интерес к ней, способность брать ответственность на се
бя, доводить начатое дело до конца, т.е. качества, характеризующие
прирожденного организатора.
Определить наиболее подходящие кандидатуры для работы в активе можно, используя социометрическую методику. Мастер может предложить учащимся группы ряд вопросов примерно следующего содержания: «Назови тех, кто не подведет в трудную минуту, на кого можно положиться. Требования кого из учащихся ты выполнил бы без возражения? Кому бы ты поручил организацию субботника, руководство работой в мастерской, на теоретических занятиях? С кем из товарищей ты хотел бы работать рядом? Кого из ребят ты мог бы предложить в судьи?»
Для формирования оптимального психологического климата в коллективе мастеру необходимо выявить микрообъединения среди учащихся, построенные на взаимных симпатиях. Этому могут способствовать ответы на следующие вопросы: «С кем бы хотел жить в одной комнате? Кого ты хотел бы пригласить на день рождения? С кем хотел бы проводить свободное время?»
Отвечая на них, каждый учащийся должен назвать 3-4 человека. На основании полученных ответов составляется таблица, которая отражает структуру взаимоотношений, положение каждого в коллективе, лидерство в различных видах деятельности (вопросы формулируются в зависимости от того, на какую должность, для выполнения какого поручения необходимо подобрать нужную кандидатуру). Таблица составляется для каждой группы вопросов. Лидером в определенном виде деятельности будет учащийся, которого назвало наибольшее количество человек. Для принятия окончательного решения необходимо проанализировать полученные результаты и выяснить, чем объясняется то или иное положение каждого учащегося в коллективе. В этом мастеру помогут и собственные наблюдения за учащимися, и его беседы с ними, а также с инженерно-педагогическими работниками.
Выявив с помощью различных методов возможных кандидатов в актив и для выполнения тех или иных общественных поручений, можно приступить к выборам. Методика их следующая. Кандидатам даются задания, выполнение которых оценивается всем коллективом. Форма оценки может быть различна, самая простая - голосование. Набравшие наибольшее количество голосов считаются победителями конкурса.
Конкурс первый - «Выдумщик». Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.
Конкурс второй - «Агитатор». Ведущий дает задание сагитировать ребят участвовать в деле, придуманном кандидатом. Оценивается умение кандидатов агитировать за предложенное дело. Оценивается конкурс аналогично предыдущему.
Конкурс третий - «Организатор». Кандидаты знакомят группу с планом организации предложенного ими дела. Оценивается умение составить план.
Конкурс четвертый - «Люди». Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оцениваются умения находить нужных людей для выполнения предложенного дела.
Конкурс пятый - «Программа». Каждому кандидату предлагается продолжить фразу: «Если меня выберут, то я...» Оцениваются новизна, конструктивность и значимость для них программ, предлагаемых кандидатами.
После подсчета набранных по результатам всех конкурсов голосов определяются два набравших наибольшее количество голосов кандидата. На заключительном этапе каждому из них задается по нескольку вопросов, после чего учащиеся делают свой окончательный выбор.
Формируя актив, мастер, классный руководитель не должны превращать их в своих любимчиков, особенно выделять и приближать к себе, делать поблажки, закрывать глаза на недостатки, позволять больше, чем другим. Все это может только повредить формированию коллектива. Учащиеся не любят «любимчиков», «выскочек», подхалимов, быстро разбираются в настоящей сути таких «лидеров». К таким учащимся следует предъявлять высокие требования, направленные на повышение их ответственности. Активисты должны быть «маяками» во всем, чтобы на них равнялись, к их уровню подтягивались все учащиеся.
Важную роль в создании ученического коллектива играет персональное распределение общественных поручений. Определяются они в зависимости от наличия организаторских и коммуникативных способностей учащихся, в результате сбора достаточной информации при условии получения предварительного согласия учащихся выполнять то или иное поручение. Лучше, если мастер согласует свои решения совместно с группой. Надо стремиться к тому, чтобы каждый имел конкретные общественные поручения. Учащиеся быстро привыкают к своим общественным обязанностям. Им нравится, что все они, а не 5-6 человек, как в школе, ведут общественную работу. Появляется чувство ответственности, усиливается сознательное отношение к порученному делу. Ученик понимает, что его общественное поручение - почетный долг, обязанность. Опытные мастера рекомендуют активу группы вести учет общественной работы, который необходим при подведении итогов учебно-воспитательной работы в ней. Важно, чтобы учащиеся периодически отчитывались о выполнении поручений перед собранием группы и получали оценку коллектива.
Назначение и выборы на руководящие должности, распределение общественных поручений - это только начало работы по формирова-
Нию группы как коллектива. Важно уделять индивидуальное внимание каждому учащемуся, вызвать у него интерес к общественной работе, дать добрый совет, помочь реализовать конкретное предложение, подчеркнуть степень участия в каком-то мероприятии, приободрить, подсказать и т.п. Такой индивидуальный подход способствует в последующем активному участию всех в составлении планов воспитательной работы, в подготовке групповых мероприятий, в обсуждении хода и результатов производственного обучения группы, учебы и поведения учащихся.
Наличие работоспособного и деятельного актива - важное условие формирования здорового ученического коллектива. Но актив группы - это еще не коллектив. Формируя именно коллектив группы в целом, мастер стремится выполнить три основные задачи.
Первая задача: добиваться, чтобы коллектив был дружным, тесно спаянным, сплоченным. Мастер внимательно следит, чтобы внутри коллектива не возникали различные группировки, не было отчуждения и разобщенности, тем более вражды и антагонизма. Такие отрицательные проявления возможны в ситуациях, когда организуются ученические бригады и происходит соревнование между ними. Мастер не должен допустить такого состояния, когда интересы бригады преобладают над интересами коллектива в целом.
Вторая задача: добиваться, чтобы коллектив был не только сплоченным, но и гуманистически направленным, со здоровым общественным мнением, с такой атмосферой общения, когда возможны критика и самокритика, высокая требовательность к каждому его члену. Эти качества могут сложиться, если перед коллективом поставлена общественно полезная и в то же время увлекательная цель. Это и выполнение ответственного задания базового предприятия, и подготовка и проведение туристического похода, и шефская помощь общеобразовательной школе, и «поход за культуру труда», и организация выставок лучших работ, и проведение технической конференции, и организация дискотеки и т.п.
Важно, чтобы конкретная цель, которая ставится перед коллективом, воспринималась учащимися не как изолированная и обособленная, а включалась в систему взаимосвязанных и подчиненных друг другу целей. Учащийся должен понимать (а наставник помочь ему в этом), чго за достигнутой ближайшей целью (например, освоить управление станком) стоит более общая задача (приобрести хорошую профессию), которая, в свою очередь, является условием решения еще более общей задачи (стать мастером своего дела). Важно также, чтобы и ближние, и средние, и дальние перспективные задачи принимались учащимися с интересом, который во многом определит успешность их выполнения.
И, наконец, третья задача: сформировать у коллектива умение применять правильные формы воздействия на членов коллектива, проявлять индивидуальный подход, такт, чувство меры, с одной стороны, и высокий уровень требовательности, с другой. В этом огромную роль играет наличие авторитетного для всех учащихся актива группы. Пси-
хологически развитым можно считать ученический коллектив со сложившейся системой отношений, для которых характерны такие качества, как ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность, открытость, организованность, информированность.
Ответственность предусматривает единство слова и дела, требовательность к себе и другим, умение объективно оценивать успехи и неудачи группы и каждого учащегося, сознательно подчиняться дисциплине, обязательной для всех, ставить общественные интересы выше личных, направленность всех видов деятельности на достижение общей для группы цели, на решение поставленных группой задач.
Коллективизм включает постоянную заботу учащихся друг о друге, об имидже своей группы, стремление постоянно отстаивать ее интересы, решать все вопросы жизнедеятельности группы - от планирования до подведения итогов вместе, сообща: это умение противостоять тому, что разобщает учащихся группы.
О сплоченности коллектива можно судить по единству мнений учащихся при решении разнообразных вопросов жизнедеятельности.
Коллективные отношения немыслимы без контактивности учащихся группы, под которой имеются в виду хорошие личные, эмоционально благоприятные и дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, внимательные, доброжелательные, уважительные и тактичные отношения друг к другу, поддержка в трудные минуты жизни.
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими ученическими или иными группами или их представителями, оказывать им при необходимости посильную помощь и поддержку.
Организованность проявляется в умелом взаимодействии учащихся группы друг с другом, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, во взаимодействии. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и устранять недостатки, предупреждать, оперативно разрешать возможные конфликты, умение в любой ситуации находить общий язык. Важный показатель организованности коллектива - готовность его членов при необходимости оперативно и слаженно принимать решения, рационально распределять обязанности и действовать в сложных ситуациях.
Одним из условий успешного развития коллектива является его информированность - хорошее знание учащимися группы друг друга, тех целей, которые стоят перед группой, возможных трудностей на пути их достижения.
Показателем сформированности ученического коллектива является коллективная ответственность, коллективный самоконтроль. А.С. Макаренко подчеркивал важное значение создания в коллективе отношений «ответственной зависимости». Именно в них проявляется ответственность каждого за результаты работы коллектива и ответственность всех за результаты работы каждого. Показателем групповой
Ответственности является добросовестное выполнение учащимися своих обязанностей, своевременное и точное выполнение решений органов самоуправления, стремление выполнить поставленные задачи, готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей, желание представлять свой коллектив в других общностях.
Практика убедительно свидетельствует, что формирование ученического коллектива протекает более успешно, если основано на современных требованиях к организации воспитательного процесса, принципах сотрудничества педагогов и учащихся, деятельностном подходе к воспитанию, использовании коллективного планирования и коллективных творческих дел, методике коллективного творческого воспитания. Ее суть в том, что коллектив создается на основе практического стремления к привлекательным для подростков идеалам, организации их общественно и личностно значимой деятельности, когда позиция педагога - быть старшим товарищем.
Каждое коллективное творческое дело представляет собой систему практических действий на общую пользу и радость, поэтому оно - дело. Каждое дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно педагогами и учащимися. Каждое коллективное дело - творческое, потому что без постоянного поиска оптимальных путей и средств решения задач, стоящих перед педагогами и учащимися, выполнение его невозможно (творчески - иначе зачем?). В этом процессе соединяется развитие трех сфер личности нового человека: познавательно-мировоззренческая (научныезнания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (высокие чувства, интересы, стремления, потребности), действенная (общественно необходимые умения, навыки, привычки, творческие способности, общественно ценные черты характера).
Коллективные творческие дела предваряет подготовительный этап. На общем собрании учащихся избирается инициативная группа - совет интересных дел, ответственный за подготовку и проведение того или иного дела. На данном этапе проводится своеобразный «аукцион идей» - сбор предложений по организации жизнедеятельности группы на определенный период (учебный год, полугодие, месяц).
Каждое коллективное творческое дело состоит из пяти взаимосвязанных этапов:
1. Коллективное планирование, во время которого педагоги и учащиеся вместе определяют конкретное дело, обосновывают его необходимость, анализируют предложения по его проведению, проектируют участие каждого, избирают Совет дела.
2. Коллективная подготовка дела: здесь обсуждаются его проекты, форма проведения, распределяются обязанности между всеми учащимися группы.
3. Проведение коллективного творческого дела, т.е. практическая реализация плана, разработанного при его подготовке.
4. Подведение итогов. На этом этапе учащиеся обмениваюся мнениями о том, что им удалось, а что нет, определяют, почему. Мастер
и классный руководитель отмечают отличившихся учащихся, лучшие бригады.
5. Использование опыта учащихся в процессе учебной и внеучеб-ной деятельности при планировании, подготовке, проведении и обсуждении новых коллективных творческих дел.
Успех мастера в формировании ученического коллектива во многом зависит от его личных качеств, в первую очередь, от умения устанавливать и поддерживать с учащимися правильные взаимоотношения, строить свою работу на принципах сотрудничества, сотворчества.
Коллектив не самоцель педагогических усилий. Он формируется воспитателем для создания оптимальной среды (воспитательного пространства) как инструмент и помощник в формировании личности воспитанников. Зарождается, крепнет и развивается детский коллектив только в процессе совместной целеустремленной практической просоциальной деятельности, полезной для коллектива, каждого его члена, для других людей.
Технологические правила организации коллективной деятельности:
o Гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно значимая для каждого члена коллектива цель организуемой деятельности.
o Предпочтение коллективным и групповым видам деятельности.
o Активное участие каждого.
o Технологическая организованность (время, место, объем действий, порядок их выполнения, оснащенность).
o Сочетание традиционности и вариативности в содержаОм и формах.
o Организация сменных отношений взаимной зависимости и взаимного подчинения в групповой деятельности.
o Ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждого члена коллектива.
В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллективные связи, у воспитанников развиваются коллективные навыки и привычки, коллективистское сознание находит свое выражение в поступках, в поведении.
В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимулирование деятельности всех его членов и его сплачивание. Это прежде всего система требований. Предъявление требований к ученикам должно иметь форму убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности. Воспитание ученического актива происходит с помощью консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля.
Цели, раскрывающие перспективы развития и жизни детского коллектива, ставятся четко и увлекательно. А.С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости – постановка близких, средних и далеких целей.
Жизненная перспектива является одним из важнейших моментов в развитии человека и коллектива. В ней выражается совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, весь моральный облик. А.С. Макаренко справедливо считал одной из важнейших педагогических особенностей перспективы то, что, будучи разОмутой перед ребенком, как система цели, она увлекает его возможностью достигнуть желаемого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радостное настроение и устремленность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся потребностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляющим деятельность в определенное социально ценОм русло.
Под перспективой в конкретном педагогическом плане понимаются такие задачи, цели, дела, которые отвечают внутренним потребностям развития личности, группы детей, коллектива в целом, соответствуют уровню развития его членов – их возрастным и индивидуальным особенностям. Перспективы, организуемые с целью создания воспитательного коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности:
o увлекательность дел , основанных как на непосредственном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в воображении образе совместной коллективной деятельности;
o общественно полезная ценность задач, целей, конкретных дел;
o четкая организация процесса достижения перспективы.
Перспективы, цели выбираются самими детьми при помощи коллективной «разведки» интересных дел, рассчитанных на участие каждого, на самостоятельные действия, инициативу. В результате появляется план конкретных дел.
Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра, соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы – это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива. Но, если коллектив будет ставить перед собой только такие перспективы, развитие остановится и начнется распад коллективных отношений.
Средняя перспектива – более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий всего коллектива по ее достижению. Класс хочет на летних каникулах поехать на пароходе по Волге, но не на родительские деньги, а заработать их самостоятельно.
Дальняя перспектива – перспектива на длительное время.
Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют близкие перспективы и некоторые средние. Взросление коллектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.
Задача учителя заключается в том, чтобы организовать систему перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из звеньев такой системы воспитания школьников могут стать коллективные творческие дела (КТД) , включающие коллективную организаторскую деятельность, творческие игры, праздники и т. д. Эти формы организации воспитательной работы способствуют целостному, многостороннему развитию воспитанников. Подобная деятельность позволяет объединить усилия воспитанников всех возрастных групп, способствует развитию отношений товарищеского межвозрастного содружества.
Принцип параллельного действия: влияние на воспитанников через требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение. При этом сохраняется и воспитательное влияние педагога. Это возможно в развитом коллективе, требует педагогического мастерства, так как имеется опасность использования общественного мнения как грубой силы и давления на отдельную личность.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут исплачивают коллектив традиции, устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспитанников. Они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций… не может быть хорошей школой» (А.С. Макаренко). Формирование общественного мнения в коллективе тесно связано с созданием и укреплением традиций. Макаренко считал их наличие характерным признаком третьего этапа развития коллектива. Каждая традиция имеет свое прошлое, большую или меньшую историю. Создание традиций возможно только при условии, что новые поколения воспитанников поддерживают те начинания и ценности, которые складываются на предыдущих этапах развития коллектива. Они имеют определенную, установившуюся, яркую и содержательную форму (традиционные вечера-встречи выпускников, последний звонок, празднование Дня знаний и др.). Появление новых традиций обогащает и обновляет коллективный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы детям казалось, что изобретают они». (А.С. Макаренко). Традиции не должны быть застывшей догмой. Отражая прошлое, они вместе с тем должны быть живыми, нужными и полезными сегодня.
Развитие коллектива и его нормальное функционирование возможно при бодром жизнерадостном тоне и стиле отношений в нем, атмосфере доверия и требовательности, умении критиковать и правильно воспринимать критику, командовать и подчиняться. А.С. Макаренко называл такие условия правильного тона и стиля в коллективе:
o мажор – бодрость, радость, красота;
o гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства;
o дружеское единение членов коллектива;
o активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию;
o привычка к торможению и сдержанности в словах, движениях, эмоциях;
o высокая, сознательная дисциплина, но несводимая только к торможению, проявляющаяся в движении вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудностей.
В отличие от взрослых деятельность детских коллективов должна быть пронизана элементами игры, красочности и романтики, характеризоваться целеустремленностью, активностью и инициативой воспитанников.
В практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать следующие технологические правила:
1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией воспитанников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить.
2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная, как единоличный организатор на первой стадии, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
3. Высокой эффективности коллективного воспитания педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.
4. Приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.
5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не моОм, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза С.Т. Вагина»
Исследовательская работа
«Создание и развитие ученического коллектива
с учётом требований ФГОС»
Классный руководитель: Денисова Юлия Алексеевна
Г.Оренбург, 2016 г
Введение.
Обоснование актуальности.
Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.
Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.
Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе.
Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива.
В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.
Основное предназначение ученического коллектива – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.
Развитие коллектива даёт возможность ученикам проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, в планировании деятельности коллектива, проявляется самоуправление.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Гипотеза: основана на предположении о том, что создание и развитие ученического коллектива невозможно без создания ученического самоуправления и будет более эффективным если: основными подходами к построению модели ученического коллектива станут: системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы;
- будет определено содержание деятельности всех участников коллектива;
основными критериями эффективности являются: гуманистичность педагогической деятельности и отношений в школе; наличие профессионального, стабильного и сплоченного педагогического коллектива; уровень воспитанности, духовности и культуры учащихся школы.
В связи с этим ЦЕЛЬЮ данного исследования является стремление на основе анализа
литературы изучить теоретические основы создания и развития ученического коллектива в общеобразовательном учреждении с учётом требований ФГОС.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
Изучение теоретических и методических аспектов по данному вопросу.
Разработать и апробировать модель ученического самоуправления.
Обосновать совокупность критериев оценки эффективности ученического самоуправления.
Объект исследования: 3 «в» класс МОАУ «СОШ №32» .
Методы исследования: В ходе исследования использовались взаимодополняющие друг друга теоретические и эмпирические методы:
Анализ документальных источников.
Социологический (анкетирование, опрос).
Диагностические (тесты) – использовались в качестве определения результативности воспитательного процесса.
Этапы исследования:
Первый этап – подготовительный.
1. Изучение литературы по проблеме.
На этом этапе поставила цель, задачи исследования. На подготовительном этапе составила план своей работы. Посетила библиотеку сети Интернет. Поработала с литературными источниками.
Второй этап – основной.
2. Анализ и обобщение опыта работы.
Он состоял из ряда заданий:
Как развивать ученический коллектив, чтобы работа в нём была продуктивной?
Как сделать так, чтобы результаты работы были наглядно и чётко представлены в классном уголке, чтобы их видели и родители и дети?
Главной целью создания и развития ученического коллектива считаю:
Создание условий для свободного развития личности;
Формирование коллектива единомышленников, уважающих друг друга, всегда готовых прийти на помощь другу, умеющих достойно выйти из конфликтной ситуации;
Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.
Третий этап – заключительный.
Поделилась опытом работы на родительском собрании в 3 «в» классе
Подготовительный этап.
Изучение литературы по проблеме.
«Коллектив» (от лат. collective – собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
Признаки ученического коллектива:
Сознательный характер объединения людей
Единство общих и личных целей членов коллектива
Чёткая организованная структура взаимоотношений
Наличие органов самоуправления
Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат
Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта
Сплочённость
Коллективная деятельность, единый результат
Межличностные отношения (общее дело)
Методика организации и воспитания ученического коллектива.
Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;
во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.
Методика, направленная на создание и воспитание сплочённого коллектива.
Воспитание ученического актива;
Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.
Формирование здорового общественного мнения;
Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Основной этап.
Анализ и обобщение опыта работы.
Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Теперь, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход.
Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.
Наша главная воспитательная задача теперь - создать условия для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.
Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.
Я вот уже девятнадцать лет работаю в школе. Все из них - классный руководитель. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом, от малышей - первоклассников до выпускников начальной школы - четвероклассников. Перед глазами, будто кадры киноленты: первые уроки, прогулки, праздники. Вот мой первый класс принимают в школу, вот праздник прощания с Азбукой, вот конкурс строя и песни. Праздники, концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, постановки спектаклей, саночные походы, музыкально - литературные композиции, классные часы, КВН...-- это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими учениками.
Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
Перед собой я поставила ряд задач:
1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.
В самом начале работы с детьми, когда 1-ки приходят ко мне, я знаю о них по рассказам воспитателей и по своим эпизодическим наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса.
Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.
Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.
В первые дни все ребята получили общественные поручения.
Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт положительные результаты).
Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс - это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.
В доме - семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.
Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года, я провела тренинг «Давайте познакомимся», который запомнился ребятам надолго. Они пели песни, рассказывали о себе, проводили игры.
Цикл бесед в 1 классе был посвящен теме: «Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу. Такие игры, как: «Вот я какой», «Что я люблю делать?», «Все мы чем-то похожи», «Представление имени», и мн. др.
Уже во 2 классе ребята участвовали в конкурсе сочинений: «Я хочу рассказать о своём школьном друге». В сочинениях, отвечая на вопрос «За что вы любите общаться со своим другом?», ребята, прежде всего, указывают на душевные качества.
С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому Новогоднему празднику. Все ребята были задействованы: пели, плясали, играли, читали стихи. Все приготовили прекрасные карнавальные костюмы.
Со второго класса стали активными участниками школьных и районных мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах.
На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Встречаюсь с родителями и детьми во внеурочное время, дома.
Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Определённых успехов учащиеся добились и там.
Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.
Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературы я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение - это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей.
У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти дети будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.
Заключительный этап.
Поделилась своим опытом работы перед родителями своего класса.
Уголок класса в нашем классе выполнен из потолочной плитки в форме кораблика, в верхней части которого расположены грамоты и благодарности, расписание уроков, график дежурств по дням недели, список класса.
Ученики разбились по желанию на 4 звена: учебное, трудовое, спортивное и редколлегия. Вокруг иллюминатора каждого звена дети располагают звёздочки. Они отображают количество выполненных звеньями дел.
На большом парусе отражены все дела класса. Справа находится «Книга рекордов 3 класса». В ней ученики записывают свои достижения. Рядом с «Книгой рекордов» написан девиз класса. Рядом с девизом висит экран успеваемости, где каждое учебное звено записывает свои четвертные оценки. В центре паруса, запланированные учениками коллективные дела. Их мы обсуждаем на классных часах, потом заносим в уголок.
Например, какие дела запланировали на декабрь:
Всем ребятам выучить стихотворение Деда Мороза;
Нарисовать новогоднюю стенгазету (отв.: редколлегия);
Подготовить и провести классный час «Откуда взялась традиция праздновать Новый Год» (отв.: учебное звено);
Организовать детей и родителей на постройку горки (отв.: трудовое звено)
Но это не значит, что мы живём без проблем. Справа на корпусе корабля дети дают друг другу советы по устранению некоторых недостатков. Рядом расположена рубрика «Наши предложения». Это конвертик, куда ученики помещают свои пожелания.
Слева на корпусе корабля расположилась Доска почёта. На ней размещены фотографии детей. Рядом наклеиваем лист, на котором написано каждое хорошее дело ученика.
Также у нас есть большой стенд «Наша творческая жизнь». На нём мы помещаем лучшие работы, изготовленные на уроках труда.
Это только часть большой работы по созданию и сплочению коллектива. Надеюсь, что мой опыт покажется интересным коллегам.
Предполагаемый результат
Организованный, сплоченный, дружный коллектив класса;
Все учащиеся умеют самостоятельно добывать знания; умеют мыслить, отвечать за свои поступки;
Актив класса – яркие, творческие личности;
Высокий уровень воспитанности учащихся;
Учащиеся любят школу, класс, учителей;
Коммуникативные;
Бережно относятся ко всему, что их окружает;
Уважают взрослых, не обижают младших;
Ведут здоровый образ жизни;
Активные родители, уважающие учителей и живущие рядом и вместе с детьми.
Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.
В ходе работы очень многое вспомнила.
В конечном счёте, моя позиция такова - мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой».
Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.
Эту работу продолжу и на следующий год.
Вывод.
Таким образом, развитие ученического коллектива является частью школьной жизни.
Коллектив – специфическая организация деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Ребёнок самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.
Важно, чтобы коллектив выполнял все функции, ему свойственные. А без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.
Коллектив - необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях - адаптация детей к не прерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление в коллективе способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности
школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
Коллектив способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
Формирует готовность участвовать в различных проектах.
Список литературы.
Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения: Феникс, 2006.-288с.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М: Академия», 2001.- 216с.
Прутченков А.С. Организация и развитие ученического коллектива в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – М.: - 250 с.
Учительские сайты сети Интернет
Приложение.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в системе коллективного воспитания. Существенный вклад в исследование проблемы воспитания в коллективе внесли В.А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.
А. С. Макаренко рассматривал детский коллектив не просто как механическое объединение личностей, а как сложное социальное образование, как живой социальный организм. Особое внимание А. С. Макаренко уделял становлению и развитию коллектива , организации опыта коллективной жизни, формированию радостного самочувствия личности в коллективе, рассматривал детский коллектив как полноправное явление общественной жизни. А. С. Макаренко подчеркивал, что педагоги должны направлять свои усилия на органическое слияние личных и общественных целей. Личная цель не должна затеряться среди коллективных целей деятельности. Большое внимание А. С. Макаренко уделял первичному коллективу, развитию дружеских связей в нем. Предостерегал педагогов от опасности замыкания первичного коллектива в своих рамках.
В своей практической деятельности А. С. Макаренко уделял серьезное внимание созданию актива . Для воспитания актива он организовывал различные виды деятельности в коллективе, использовал определенную систему органов самоуправления. А. С. Макаренко стремился, чтобы каждый воспитанник осознавал свой долг перед коллективом, чтобы он в каждую минуту жизни был готов выполнять свой долг, не ожидая распоряжения, чтобы обладал инициативой и творческой деятельностью.
Большое значение для воспитания подрастающего поколения имеет учение А. С. Макаренко о системе перспективных линий . Коллектив всегда должен жить ожиданием завтрашней радости. Если коллектив достиг определенной цели, а новых устремлений на будущее нет, то такой коллектив останавливается в своем развитии. В коллективе обязательно должны быть определены его перспективные пути, это, по определению А. С. Макаренко, является законом движения коллектива.
Большое внимание развитию отношений детей в коллективе уделял В. А. Сухомлинский . Он постоянно подчеркивал, что в детях надо воспитывать через взаимоотношения в коллективе одно из высочайших чувств – чувство благодарности. В. А. Сухомлинский считал, что воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом человеке, что вносит каждая личность в коллектив. Кроме того, он указывал, что коллектив становится воспитывающим, если у него есть одухотворенная идей совместная деятельность. Духовная жизнь коллектива очень важна и зависит, по мнению В. А. Сухомлинского от индивидуального духовного богатства каждого члена. Каждый воспитанник вносит свой индивидуальный вклад в духовную жизнь коллектива. Таким образом, В. А. Сухомлинский показывает не только влияние коллектива, но и влияние личности на коллектив.
В. А. Сухомлинский в своей практической деятельности раскрывает роль традиций и системы перспективных линий в создании коллектива. Заслугой В. А. Сухомлинского является учение о постепенном переходе от трудовой деятельности для первичного и общешкольного коллектива к труду на благо всего общества. При этом труд, подчеркивал он, должен доставлять радость детям, воспитывать у них гуманистические устремления. Обращаясь к учителям, В. А. Сухомлинский говорил, что, воспитывая коллектив, надо уметь видеть в нем каждого ребенка и заботливо его воспитывать.
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун.
Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.
Коллектив - (от лат. collectivus- собирательный) - группа людей взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правим поведения, совместно выполняемой деятельностью, в силу этого достигающую более высокого уровня, чем простая группа.
Детский коллектив - это объединение детей на основе общей полезной деятельности (например, учебная деятельность, общественная деятельность, спорт и др.)
Коллектив объединяет учащихся на основе деловых и личных взаимоотношений. С этой точки зрения под воспитательным коллективом следует понимать такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями и в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к совместной деятельности и общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает всестороннее развитие, свободу, достоинство и защищенность каждой личности.
Выделяют следующие функции коллектива: организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирующую - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов для общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. А также можно выделить нравственно-формирующую и личностно-развивающую функции коллектива.
Основными характерными признаками коллектива являются: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости (моральное единение); общий выборный руководящий орган; широкая система коллективных связей. Не менее значимы такие признаки коллектива, как мажорный стиль и тон жизни коллектива, сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях, гигиенически и педагогически продуманный распорядок жизни детей, развитая критика и самокритика и др.
Первичный коллектив - это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и т. п. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы. В системе образования это коллективы школ.
Многообразие коллективов в школе, с одной стороны, создает определенные педагогические предпосылки для разностороннего развития каждой личности, с другой стороны, слишком большие и громоздкие структуры затрудняют педагогическую работу на общеколлективном уровне. Она превращается в управленческо-администравную. Вместе с тем класс оптимально развивается, если тесно связан и взаимодействует с другими первичными коллективами и с общешкольным коллективом, не замыкаясь в себе. Разнообразие коллективов дает возможность школьнику осуществлять разные социальные роли (ученик, спортсмен, организатор, артист и др.). Каждый ребенок включается в систему многообразных коллективных связей и отношений, наиболее полно приобщаясь к социальному опыту. В то же время эти связи способствуют созданию в школе общего эмоционального положительного климата общения между всеми учащимися, ровесниками, старшими и младшими.
В развитии коллектива обычно выделяют три стадии :
1-я стадия. Становление коллектива. В качестве средства сплочения и организации коллектива выступают педагогические требования к учащимся. Отсутствует организованность, общность интересов, учителю не на кого опереться. Задачи: познакомить детей между собой, изучить их; научить правильному поведению, выявить более активных детей, склонных помогать учителю. Основные методы воспитания: беседа, пример, приучение, упражнение, создание воспитательных ситуаций, поощрение, педагогическое требование и др. Учитель - организатор.
2-я стадия . Самоуправление. Дальнейшее развитие требований; формируется актив класса, способствующий сплочению группы. Задача: укрепление здоровых взаимоотношений и повышение авторитета актива класса. Методы: беседа, приучение, поощрение, поручение, упражнение, соревнование, создание воспитательных ситуаций и др. Учитель - руководитель активом.
3-я стадия. Период расцвета коллектива. Достаточно высокий уровень организованности, дисциплины, совместной духовной жизни и деятельности учащихся; расцвет коллектива. Задачи: формирование общественного мнения; поддержание традиций; требование активности; сам коллектив выдвигает требования к каждому. Основной метод - самовоспитание. Учитель - консультант.
Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика.
Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.
Пути формирования коллектива следующие:
1) Разносторонняя совместная деятельность учащихся : учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.
2) Умелое предъявление требований . С первых дней необходимо чет ко определить нормы и правила поведения; регулярно приучать детей к соблюдению норм и правил поведения; соблюдать меру в предъявлении требований; учитывать эмоциональный фон.
3) Работа с активом . При подборе учащихся в актив класса необходимо с помощью методов психолого-педагогических исследований хорошо изучить детей. Должно происходить расширение актива через поручения и организацию разных видов деятельности. В состав актива входят староста, его заместитель, учком и ответственные.
4) Организация перспектив. А. С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива: коллектив только тогда развивается, укрепляется и оказывает действенное формирующее влияние на учащихся, когда он постоянно движется вперед, добивается все новых и новых успехов. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. Перспективы могут быть близкими, средними и дальними. Близкие перспективы не требуют от коллектива значительных усилий и времени для достижения («завтрашняя радость»). Средняя перспектива требует больших усилий и времени, события несколько отодвинуты во времени. Дальние перспективы - сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил и времени. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.
5) Формирование общественного мнения. Под общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся разным явлениям коллективной жизни. Благодаря общественному мнению, в коллективе реализуется принцип А. С. Макаренко «параллельного воздействия»: коллектив выступает как субъект воспитания. В основе принципа параллельного воздействии - требование воздействовать на учащихся через первичный коллектив. На школьников оказывают воздействие, по крайней мере, три силы - непосредственно воспитатель, опосредованно актив и весь коллектив. Принцип применим уже на 2-й стадии развития коллектива.
6) Становление и развитие традиций. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции (А. С. Макаренко). Традиции - это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции бывают большие и малые. Большие - это яркие массовые события, малые - скромнее по масштабам.
7) Приобщение учащихся к общешкольным делам. Кроме внутриклассных и внеклассных мероприятий, учащиеся должны принимать активное участие в делах, организуемых для всего школьного коллектива: тематические недели, общешкольные праздники, смотры, конкурсы, общественно полезный труд и др. Учащиеся начальных классов должны почувствовать, что они - частичка одного большого коллектива. У них воспитывается гордость и ответственность за общее дело.
8) Связь младших и старших школьников осуществляется, главным образом, через шефскую работу, а также участие в общешкольных мероприятиях. Для укрепления этой связи целесообразно один раз в год проводить день самоуправления.
Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе . Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.
Особенности коллектива младших школьников. В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуации формального равенства сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разным уровнем развития воли. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы. Начальная школа включает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где в реальных отношениях следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - свое право быть равноправным в общении с другими людьми.В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети».
В сфере «ребенок-взрослый» помимо отношений «ребенок - родители» возникают новые отношения «ребенок - учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, но и в общении с одноклассниками и в семье.
Педагогическую основу организации коллектива младших школьников составляют:
Умелое предъявление требований к учащимся;
Воспитание ученического актива;
Организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно- эстетической и спортивно- оздоровительной деятельности;
Формирование здорового общественного мнения;
Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.