Доклад на тему: Формирование ученического коллектива. Педагогическое руководство ученическим коллективом. Исследовательская работа «создание и развитие ученического коллектива с учётом требований фгос

Основная закономерность развития самоуправления - гар­монизация общих целей, содержания деятельности и ценност­ных ориентации учащихся, позволяющая сделать результаты участия в управлении достоянием каждого. Эта закономерность позволяет обосновать основные требования к развитию учени­ческого самоуправления.

Требования социально значимой доминанты предполагают мобилизацию коллектива вокруг единой цели, сплачивающей

участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимость от реа­лизации основной цели, стоящей перед коллективом на дан­ном этапе его развития. Каждый коллектив имеет специфичес­кую цель в различный период времени.

В одной и той же школе различные цели могут быть в каче­стве доминирующих у органов самоуправления школы и клас­са. Доминирующие цели выступают в качестве «особых звень­ев» в организации деятельности учащихся.

Единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся предполагает обеспечение непротиворечи­вости целей всех актуальным целям каждого. Особенно на пер­вом этапе становления ученического самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятель­ности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам.

Обеспечить включенность учащихся в решение управленчес­ких задач возможно лишь при их позитивном отношении к де­ятельности. Учащиеся, выступающие в роли лидеров-органи­заторов, должны учитывать в своей работе оценку, которую им дают товарищи.

Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности учащихся; содержание этих целей посто­янно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед ученическим коллективом.

Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные поло­жениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом предусматривается также изменение функций постоян­ных органов в зависимости от изменений стратегических за­дач.

Реализация данного требования предполагает состязатель­ность и добровольность в формировании органов самоуправле­ния, педагогическое стимулирование лидерства учащихся.

Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагает, что отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обес­печивается наличием принятых как педагогами, так и учащи­мися определенных правил (норм) отношений, делегировани-

ем учащимся реальных управленческих отношений, создани­ем обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллектива друг к другу.

На организационно-методическом уровне педагоги и учащи­еся участвуют в работе органов самоуправления, вырабатыва­ют общую программу действий, информируют друг друга о сво­ей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам ученического самоуправления, представляет им пра­во обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определе­ния основных задач и принятия решений.

На социально-психологическом уровне педагоги и учащие­ся устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог, пред­упреждать и преодолевать конфликты. При этом важно создать такую атмосферу, в которой и педагоги и учащиеся, сопережи­вая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.

Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организатор­ской деятельности. В этой подготовке можно выделить три глав­ных структурных компонента.

Первый компонент - информационный. Учащимся в раз­личной форме сообщается разнообразная информация, необхо­димая для их участия в решении организаторских задач. Осво­ение учащимися организаторских функций может осуществ­ляться как в процессе изучения факультативного курса «Орга­низаторская работа», так и на основе межпредметных связей в процессе преподавания других предметов, а также во внеучебное время.

Второй компонент - операционный. Он включает в себя фор­мирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществля­ется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.

Третьим компонентом (практическим) является управлен­ческая практика, в процессе которой закрепляются приобре­тенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.

Еще одним условием развития ученического самоуправле­ния является педагогическое стимулирование лидерства. Важ­но формировать у детей готовность к проявлению лидерских

качеств, однако проявление психолого-педагогической готов­ности быть лидером - необходимое, но недостаточное условие обеспечения педагогического стимулирования лидерства. Внут­ренняя готовность лидера может быть блокирована отсутстви­ем ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Созда­ние педагогами ситуации (внешней и внутренней), стимулиру­ющей проявление лидерского потенциала воспитанников. - своеобразное «поле лидерства», понимаемое как особое интегративное свойство, создаваемое педагогом для стимулирова­ния лидерского потенциала воспитанника.

Важнейшими компонентами поля лидерства являются:

Стиль отношений, складывающийся в группе, морально-психологический климат, в котором проходит жизнеде­ятельность воспитанников;

Конструирование ситуаций, способствующих максималь­ному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа воспитанников.

Перечисленные принципы и организационно-педагогичес­кие условия позволяют сделать процесс развития самоуправ­ления в коллективах школ непрерывным и существенно влия­ющим на социальное становление учащихся.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается коллектив от других групп школьников?

2. Как коллектив воспитывает школьников?

3. Что такое ученическое самоуправление?

4. Каковы критерии развития самоуправления?

5. Какие требования предъявляются к деятельности педагога для развития самоуправления?

Формирование ученического коллектива - одна из ос­новных задач мастера производственного обучения и классного руково­дителя каждой учебно-производственной группы. От того, насколько быстро и успешно удастся им превратить группу в сплоченный коллек­тив, будут зависеть успешность всего обучения, работоспособность как группы, так и самого мастера, других педагогов. Поэтому организацией ученического коллектива группы надо заниматься еще до начала учеб­ного года, в период ее набора приемной комиссией.

Процесс становления ученического коллектива проходит три основ­ные стадии. На первой, начальной стадии, когда еще не определился актив группы, ей полностью руководит мастер, он предъявляет требова­ния, которые определяют жизнь, деятельность, поведение учащихся. Это период активного изучения мастером своих учеников. На второй стадии создается актив группы, поддерживающий требования мастера, который именно активу передает часть своих функций. Третья ста­дия - это сформированный коллектив, который уже сам предъявляет требования к членам коллектива, проверяет их выполнение.

Непросто бывает сформировать из таких разных и непохожих друг на друга учащихся, пришедших на первый курс, сплоченный друж­ный коллектив, где каждому было бы интересно, у каждого формиро­вались бы те отношения и нормы поведения, которые выпускник мог бы в последующем использовать в своем рабочем коллективе.

Еще до начала учебного года мастеру необходимо познакомиться с учащимися и поставить перед ними конкретные и четкие задачи, определить те требования, которые они должны соблюдать. В первую очередь, это правила поведения, распорядок дня. Здесь не может быть никаких отступлений. В результате проведения определенной работы у мастера складывается первое впечатление о составе учащихся, фор­мируется представление о возможном активе группы, о том, кто из ребят нуждается в особом внимании и подходе.

Учебно-производственная группа как коллектив представляет со­бой устойчивую самодеятельную организацию учащихся, объединен­ную единой целью и совместной общественно полезной деятельно­стью, обладающую органами коллектива и органически связанную с другими коллективами (учебными, производственными).

Ученический коллектив - не механическое объединение учащих­ся в учебную группу. Группа может проучиться в училище три года, но так и не стать коллективом. А может стать им уже в первом пол-


Угодий. Формирование ученического коллектива - процесс, требую­щий времени и определенных усилий со стороны мастера.

Важный и очень ответственный этап формирования коллектива - создание актива группы. Прежде всего подбор старосты, профорга, физорга. Актив - это опора мастера во всех делах по обучению и воспитанию учащихся группы, первый его помощник. Это ядро, осно­ва коллектива группы.

Староста группы (в некоторых училищах командир группы) - первый помощник мастера и классного руководителя в организации производственного обучения и воспитания учащихся, в обществен­ной жизни. В его обязанности входит поддержание учебной дисцип­лины в группе, контроль за сохранностью учебного инвентаря и обо­рудования, назначение дежурных по группе, контроль за их работой, извещение учащихся о распоряжениях администрации училища, из­менениях расписания, распределение учебников и учебных пособий, учет посещаемости занятий. Староста с мастером готовит и проводит групповые собрания.

Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав акти­ва группы. Изучая личные дела учащихся, зачисленных в группу, зна­комясь с ними лично, мастер уже тогда делает для себя наметки о составе будущего актива. Однако они могут быть не совсем точными, первое впечатление может быть обманчивым. Поэтому опытный мастер обычно в начале рекомендует группе для выборов временного старосту, а затем, когда учащиеся лучше познакомятся друг с другом, решается вопрос об утверждении его в этой должности или выборе другого лица, которого признает и рекомендует группа. Одновременно могут быть проведены выборы и других членов актива (профорга, физорга), а также даны общественные поручения каждому члену группы. Возможны также вы­боры основного актива и через временные обязанности. Такой подход иногда называют «не от титула, а к титулу».

Формирование группы как коллектива во многом зависит от того, насколько удастся совместить в одном лице «фактических лидеров», пользующихся у учащихся авторитетом и уважением, которым они доверяют, и «формальных». Для правильной жизнедеятельности ученического коллектива очень важно, чтобы лидеры «формаль­ные», т.е. выборные, были лидерами фактическими.

Придавая большое значение фактическому лидерству, следует иметь в виду, что в ряде случаев такое лидерство основывается на превосходстве в физической силе, показной смелости и взрослости, умении сплотить вокруг себя неустойчивую часть группы личными притязаниями, модными увлечениями, волевым подавлением и т.п. Вряд ли такие «лидеры» будут помощниками мастеру. Безусловно, при умелом руководстве, определенной индивидуальной работе и они могут со временем стать вожаками коллектива.

Важно, чтобы учащиеся, входящие в актив, были, прежде всего, хорошими организаторами. Из качеств, характеризующих их как организаторов, можно выделить следующие:


Организаторское чутье, т.е. находчивость в различных ситуаци­ях, организаторская изобретательность, такт в отношениях с товари­щами, практический ум;

Умение, способность увлечь коллектив идеями и «заряжать» энергией, т.е. быть «заводилой»;

Склонность к организаторской деятельности, действенный и
устойчивый интерес к ней, способность брать ответственность на се­
бя, доводить начатое дело до конца, т.е. качества, характеризующие
прирожденного организатора.

Определить наиболее подходящие кандидатуры для работы в ак­тиве можно, используя социометрическую методику. Мастер может предложить учащимся группы ряд вопросов примерно следующего содержания: «Назови тех, кто не подведет в трудную минуту, на кого можно положиться. Требования кого из учащихся ты выполнил бы без возражения? Кому бы ты поручил организацию субботника, руко­водство работой в мастерской, на теоретических занятиях? С кем из товарищей ты хотел бы работать рядом? Кого из ребят ты мог бы предложить в судьи?»

Для формирования оптимального психологического климата в коллективе мастеру необходимо выявить микрообъединения среди учащихся, построенные на взаимных симпатиях. Этому могут спо­собствовать ответы на следующие вопросы: «С кем бы хотел жить в одной комнате? Кого ты хотел бы пригласить на день рождения? С кем хотел бы проводить свободное время?»

Отвечая на них, каждый учащийся должен назвать 3-4 человека. На основании полученных ответов составляется таблица, которая отра­жает структуру взаимоотношений, положение каждого в коллективе, лидерство в различных видах деятельности (вопросы формулируются в зависимости от того, на какую должность, для выполнения какого пору­чения необходимо подобрать нужную кандидатуру). Таблица составля­ется для каждой группы вопросов. Лидером в определенном виде дея­тельности будет учащийся, которого назвало наибольшее количество человек. Для принятия окончательного решения необходимо проанали­зировать полученные результаты и выяснить, чем объясняется то или иное положение каждого учащегося в коллективе. В этом мастеру помо­гут и собственные наблюдения за учащимися, и его беседы с ними, а также с инженерно-педагогическими работниками.

Выявив с помощью различных методов возможных кандидатов в актив и для выполнения тех или иных общественных поручений, можно приступить к выборам. Методика их следующая. Кандидатам даются задания, выполнение которых оценивается всем коллекти­вом. Форма оценки может быть различна, самая простая - голосова­ние. Набравшие наибольшее количество голосов считаются победите­лями конкурса.

Конкурс первый - «Выдумщик». Ведущий дает задание приду­мать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выби­рает то, за которое отдает свой голос.


Конкурс второй - «Агитатор». Ведущий дает задание сагитиро­вать ребят участвовать в деле, придуманном кандидатом. Оценивает­ся умение кандидатов агитировать за предложенное дело. Оценивает­ся конкурс аналогично предыдущему.

Конкурс третий - «Организатор». Кандидаты знакомят группу с планом организации предложенного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый - «Люди». Кандидатам предлагается подо­брать себе помощников и обосновать свой выбор. Оцениваются уме­ния находить нужных людей для выполнения предложенного дела.

Конкурс пятый - «Программа». Каждому кандидату предлага­ется продолжить фразу: «Если меня выберут, то я...» Оцениваются новизна, конструктивность и значимость для них программ, предла­гаемых кандидатами.

После подсчета набранных по результатам всех конкурсов голосов определяются два набравших наибольшее количество голосов канди­дата. На заключительном этапе каждому из них задается по несколь­ку вопросов, после чего учащиеся делают свой окончательный выбор.

Формируя актив, мастер, классный руководитель не должны пре­вращать их в своих любимчиков, особенно выделять и приближать к себе, делать поблажки, закрывать глаза на недостатки, позволять больше, чем другим. Все это может только повредить формированию коллектива. Учащиеся не любят «любимчиков», «выскочек», подха­лимов, быстро разбираются в настоящей сути таких «лидеров». К таким учащимся следует предъявлять высокие требования, направ­ленные на повышение их ответственности. Активисты должны быть «маяками» во всем, чтобы на них равнялись, к их уровню подтягива­лись все учащиеся.

Важную роль в создании ученического коллектива играет персо­нальное распределение общественных поручений. Определяются они в зависимости от наличия организаторских и коммуникативных спо­собностей учащихся, в результате сбора достаточной информации при условии получения предварительного согласия учащихся выпол­нять то или иное поручение. Лучше, если мастер согласует свои реше­ния совместно с группой. Надо стремиться к тому, чтобы каждый имел конкретные общественные поручения. Учащиеся быстро привы­кают к своим общественным обязанностям. Им нравится, что все они, а не 5-6 человек, как в школе, ведут общественную работу. Появля­ется чувство ответственности, усиливается сознательное отношение к порученному делу. Ученик понимает, что его общественное поруче­ние - почетный долг, обязанность. Опытные мастера рекомендуют активу группы вести учет общественной работы, который необходим при подведении итогов учебно-воспитательной работы в ней. Важно, чтобы учащиеся периодически отчитывались о выполнении поруче­ний перед собранием группы и получали оценку коллектива.

Назначение и выборы на руководящие должности, распределение общественных поручений - это только начало работы по формирова-


Нию группы как коллектива. Важно уделять индивидуальное внима­ние каждому учащемуся, вызвать у него интерес к общественной работе, дать добрый совет, помочь реализовать конкретное предложе­ние, подчеркнуть степень участия в каком-то мероприятии, приобод­рить, подсказать и т.п. Такой индивидуальный подход способствует в последующем активному участию всех в составлении планов воспи­тательной работы, в подготовке групповых мероприятий, в обсужде­нии хода и результатов производственного обучения группы, учебы и поведения учащихся.

Наличие работоспособного и деятельного актива - важное усло­вие формирования здорового ученического коллектива. Но актив группы - это еще не коллектив. Формируя именно коллектив группы в целом, мастер стремится выполнить три основные задачи.

Первая задача: добиваться, чтобы коллектив был дружным, тесно спаянным, сплоченным. Мастер внимательно следит, чтобы внутри коллектива не возникали различные группировки, не было отчужде­ния и разобщенности, тем более вражды и антагонизма. Такие отри­цательные проявления возможны в ситуациях, когда организуются ученические бригады и происходит соревнование между ними. Мас­тер не должен допустить такого состояния, когда интересы бригады преобладают над интересами коллектива в целом.

Вторая задача: добиваться, чтобы коллектив был не только спло­ченным, но и гуманистически направленным, со здоровым обще­ственным мнением, с такой атмосферой общения, когда возможны критика и самокритика, высокая требовательность к каждому его члену. Эти качества могут сложиться, если перед коллективом по­ставлена общественно полезная и в то же время увлекательная цель. Это и выполнение ответственного задания базового предприятия, и подготовка и проведение туристического похода, и шефская помощь общеобразовательной школе, и «поход за культуру труда», и органи­зация выставок лучших работ, и проведение технической конферен­ции, и организация дискотеки и т.п.

Важно, чтобы конкретная цель, которая ставится перед коллекти­вом, воспринималась учащимися не как изолированная и обособленная, а включалась в систему взаимосвязанных и подчиненных друг другу целей. Учащийся должен понимать (а наставник помочь ему в этом), чго за достигнутой ближайшей целью (например, освоить управление станком) стоит более общая задача (приобрести хорошую профессию), которая, в свою очередь, является условием решения еще более общей задачи (стать мастером своего дела). Важно также, чтобы и ближние, и средние, и дальние перспективные задачи принимались учащимися с интересом, который во многом определит успешность их выполнения.

И, наконец, третья задача: сформировать у коллектива умение применять правильные формы воздействия на членов коллектива, про­являть индивидуальный подход, такт, чувство меры, с одной стороны, и высокий уровень требовательности, с другой. В этом огромную роль играет наличие авторитетного для всех учащихся актива группы. Пси-


хологически развитым можно считать ученический коллектив со сло­жившейся системой отношений, для которых характерны такие каче­ства, как ответственность, коллективизм, сплоченность, контакт­ность, открытость, организованность, информированность.

Ответственность предусматривает единство слова и дела, требо­вательность к себе и другим, умение объективно оценивать успехи и неудачи группы и каждого учащегося, сознательно подчиняться дисцип­лине, обязательной для всех, ставить общественные интересы выше личных, направленность всех видов деятельности на достижение общей для группы цели, на решение поставленных группой задач.

Коллективизм включает постоянную заботу учащихся друг о дру­ге, об имидже своей группы, стремление постоянно отстаивать ее интересы, решать все вопросы жизнедеятельности группы - от пла­нирования до подведения итогов вместе, сообща: это умение противо­стоять тому, что разобщает учащихся группы.

О сплоченности коллектива можно судить по единству мнений учащихся при решении разнообразных вопросов жизнедеятельности.

Коллективные отношения немыслимы без контактивности уча­щихся группы, под которой имеются в виду хорошие личные, эмоци­онально благоприятные и дружеские, доверительные взаимоотноше­ния членов коллектива, внимательные, доброжелательные, уважи­тельные и тактичные отношения друг к другу, поддержка в трудные минуты жизни.

Под открытостью коллектива понимается способность устанав­ливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими учени­ческими или иными группами или их представителями, оказывать им при необходимости посильную помощь и поддержку.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии уча­щихся группы друг с другом, в бесконфликтном распределении обя­занностей между ними, во взаимодействии. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и уст­ранять недостатки, предупреждать, оперативно разрешать возмож­ные конфликты, умение в любой ситуации находить общий язык. Важный показатель организованности коллектива - готовность его членов при необходимости оперативно и слаженно принимать реше­ния, рационально распределять обязанности и действовать в сложных ситуациях.

Одним из условий успешного развития коллектива является его информированность - хорошее знание учащимися группы друг дру­га, тех целей, которые стоят перед группой, возможных трудностей на пути их достижения.

Показателем сформированности ученического коллектива явля­ется коллективная ответственность, коллективный самоконтроль. А.С. Макаренко подчеркивал важное значение создания в коллективе отношений «ответственной зависимости». Именно в них проявляется ответственность каждого за результаты работы коллектива и ответст­венность всех за результаты работы каждого. Показателем групповой


Ответственности является добросовестное выполнение учащимися своих обязанностей, своевременное и точное выполнение решений органов самоуправления, стремление выполнить поставленные зада­чи, готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей, желание представлять свой коллектив в других общностях.

Практика убедительно свидетельствует, что формирование уче­нического коллектива протекает более успешно, если основано на современных требованиях к организации воспитательного процесса, принципах сотрудничества педагогов и учащихся, деятельностном подходе к воспитанию, использовании коллективного планирования и коллективных творческих дел, методике коллективного творческо­го воспитания. Ее суть в том, что коллектив создается на основе практического стремления к привлекательным для подростков идеа­лам, организации их общественно и личностно значимой деятельно­сти, когда позиция педагога - быть старшим товарищем.

Каждое коллективное творческое дело представляет собой систе­му практических действий на общую пользу и радость, поэтому оно - дело. Каждое дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно педагогами и уча­щимися. Каждое коллективное дело - творческое, потому что без постоянного поиска оптимальных путей и средств решения задач, стоящих перед педагогами и учащимися, выполнение его невозможно (творчески - иначе зачем?). В этом процессе соединяется развитие трех сфер личности нового человека: познавательно-мировоззренче­ская (научныезнания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (высокие чувства, интересы, стремления, потребности), дей­ственная (общественно необходимые умения, навыки, привычки, творческие способности, общественно ценные черты характера).

Коллективные творческие дела предваряет подготовительный этап. На общем собрании учащихся избирается инициативная группа - совет интересных дел, ответственный за подготовку и проведение того или иного дела. На данном этапе проводится своеобразный «аукцион идей» - сбор предложений по организации жизнедеятельности группы на определенный период (учебный год, полугодие, месяц).

Каждое коллективное творческое дело состоит из пяти взаимосвя­занных этапов:

1. Коллективное планирование, во время которого педагоги и уча­щиеся вместе определяют конкретное дело, обосновывают его необ­ходимость, анализируют предложения по его проведению, проекти­руют участие каждого, избирают Совет дела.

2. Коллективная подготовка дела: здесь обсуждаются его проек­ты, форма проведения, распределяются обязанности между всеми учащимися группы.

3. Проведение коллективного творческого дела, т.е. практиче­ская реализация плана, разработанного при его подготовке.

4. Подведение итогов. На этом этапе учащиеся обмениваюся мне­ниями о том, что им удалось, а что нет, определяют, почему. Мастер


и классный руководитель отмечают отличившихся учащихся, луч­шие бригады.

5. Использование опыта учащихся в процессе учебной и внеучеб-ной деятельности при планировании, подготовке, проведении и об­суждении новых коллективных творческих дел.

Успех мастера в формировании ученического коллектива во многом зависит от его личных качеств, в первую очередь, от уме­ния устанавливать и поддерживать с учащимися правильные взаи­моотношения, строить свою работу на принципах сотрудничества, сотворчества.

Коллектив не самоцель педагогических усилий. Он формиру­ется воспитателем для создания оптимальной среды (воспитатель­ного пространства) как инструмент и помощник в формировании личности воспитанников. Зарождается, крепнет и развивается детский коллектив только в процессе совместной целеустрем­ленной практической просоциальной деятельности, полезной для коллектива, каждого его члена, для других людей.

Технологические правила организации коллективной дея­тельности:

o Гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно значимая для каждого члена коллектива цель организуе­мой деятельности.

o Предпочтение коллективным и групповым видам дея­тельности.

o Активное участие каждого.

o Технологическая организованность (время, место, объем действий, порядок их выполнения, оснащенность).

o Сочетание традиционности и вариативности в содержа­Ом и формах.

o Организация сменных отношений взаимной зависимости и взаимного подчинения в групповой деятельности.

o Ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждого члена коллектива.

В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллективные связи, у воспитанников развиваются коллек­тивные навыки и привычки, коллективистское сознание на­ходит свое выражение в поступках, в поведении.

В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимули­рование деятельности всех его членов и его сплачивание. Это прежде всего система требований. Предъявление требований к ученикам должно иметь форму убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности. Воспитание ученического актива происходит с помощью консультиро­вания, психологической поддержки, обмена опытом, органи­зации и контроля.

Цели, раскрывающие перспективы разви­тия и жизни детского коллектива, ставятся четко и увлека­тельно. А.С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости – постановка близких, средних и далеких целей.

Жизненная перспектива является одним из важнейших моментов в развитии человека и коллектива. В ней выражает­ся совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, весь моральный облик. А.С. Макаренко справедливо считал одной из важнейших пе­дагогических особенностей перспективы то, что, будучи раз­Омутой перед ребенком, как система цели, она увлекает его возможностью достигнуть желаемого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радостное настроение и устремленность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся потребностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляющим деятельность в определенное социально цен­Ом русло.


Под перспективой в конкретном педагогическом плане по­нимаются такие задачи, цели, дела, которые отвечают вну­тренним потребностям развития личности, группы детей, коллектива в целом, соответствуют уровню развития его членов – их возрастным и индивидуальным особенностям. Перспективы, организуемые с целью создания воспитательно­го коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности:

o увлекательность дел , основанных как на непосредствен­ном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в воображении образе совместной коллективной деятель­ности;

o общественно полезная ценность задач, целей, конкрет­ных дел;

o четкая организация процесса достижения перспективы.

Перспективы, цели выбираются самими детьми при помо­щи коллективной «разведки» интересных дел, рассчитанных на участие каждого, на самостоятельные действия, инициати­ву. В результате появляется план конкретных дел.

Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, нахо­дящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра, соревнова­ние и т. д. Основное требование к близкой перспективе заклю­чается в том, что она должна опираться на личную заинтересо­ванность: каждый воспитанник воспринимает ее как собствен­ную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близ­кой перспективы – это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ре­бят как приятная близкая перспектива. Но, если коллектив бу­дет ставить перед собой только такие перспективы, развитие остановится и начнется распад коллективных отношений.

Средняя перспектива – более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий всего кол­лектива по ее достижению. Класс хочет на летних каникулах по­ехать на пароходе по Волге, но не на родительские деньги, а за­работать их самостоятельно.

Дальняя перспектива – перспектива на длительное время.

Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют близкие перспективы и некоторые средние. Взросление коллектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.

Задача учителя заключается в том, чтобы организовать систе­му перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из звень­ев такой системы воспитания школьников могут стать коллек­тивные творческие дела (КТД) , включающие коллективную организаторскую деятельность, творческие игры, праздники и т. д. Эти формы организации воспитательной работы способст­вуют целостному, многостороннему развитию воспитанников. Подобная деятельность позволяет объединить усилия воспитан­ников всех возрастных групп, способствует развитию отноше­ний товарищеского межвозрастного содружества.

Принцип параллельного действия: влияние на воспитан­ников через требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение. При этом со­храняется и воспитательное влияние педагога. Это возможно в развитом коллективе, требует педагогического мастерства, так как имеется опасность использования общественного мне­ния как грубой силы и давления на отдельную личность.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут исплачивают коллектив традиции, устойчивые формы кол­лективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспи­танников. Они помогают вырабатывать общие нормы поведе­ния, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь. «Ничто так не скрепляет колле­ктив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций… не может быть хорошей школой» (А.С. Макаренко). Формирование общественного мнения в коллективе тесно связано с созданием и укреплением тради­ций. Макаренко считал их наличие характерным признаком третьего этапа развития коллектива. Каждая традиция име­ет свое прошлое, большую или меньшую историю. Создание традиций возможно только при условии, что новые поколе­ния воспитанников поддерживают те начинания и ценности, которые складываются на предыдущих этапах развития кол­лектива. Они имеют определенную, установившуюся, яркую и содержательную форму (традиционные вечера-встречи вы­пускников, последний звонок, празднование Дня знаний и др.). Появление новых традиций обогащает и обновляет коллективный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы де­тям казалось, что изобретают они». (А.С. Макаренко). Тра­диции не должны быть застывшей догмой. Отражая про­шлое, они вместе с тем должны быть живыми, нужными и полезными сегодня.

Развитие коллектива и его нормальное функционирование возможно при бодром жизнерадостном тоне и стиле отноше­ний в нем, атмосфере доверия и требовательности, умении критиковать и правильно воспринимать критику, командо­вать и подчиняться. А.С. Макаренко называл такие условия правильного тона и стиля в коллективе:

o мажор – бодрость, радость, красота;

o гордость за свой коллектив и чувство собственного досто­инства;

o дружеское единение членов коллектива;

o активность, проявляющаяся в готовности к упорядочен­ному деловому действию;

o привычка к торможению и сдержанности в словах, движе­ниях, эмоциях;

o высокая, сознательная дисциплина, но несводимая только к торможению, проявляющаяся в движении вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудно­стей.

В отличие от взрослых деятельность детских коллективов должна быть пронизана элементами игры, красочности и роман­тики, характеризоваться целеустремленностью, активностью и инициативой воспитанников.

В практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать следующие технологические правила:

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естест­венным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и само­деятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозиро­вать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответ­ной реакцией воспитанников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необ­ходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно ре­шить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить.

2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изме­няется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руко­водство им также не может оставаться неизменным. Начиная, как единоличный организатор на первой стадии, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управ­ления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях вступает в отношения сотрудни­чества с воспитанниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания пе­дагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и по­стоянную связь с семьей.

4. Приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.

5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходи­мых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не мо­Ом, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза С.Т. Вагина»

Исследовательская работа

«Создание и развитие ученического коллектива

с учётом требований ФГОС»

Классный руководитель: Денисова Юлия Алексеевна

Г.Оренбург, 2016 г

Введение.

Обоснование актуальности.

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.

Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе.

Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива.

В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Основное предназначение ученического коллектива – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

Развитие коллектива даёт возможность ученикам проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, в планировании деятельности коллектива, проявляется самоуправление.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Гипотеза: основана на предположении о том, что создание и развитие ученического коллектива невозможно без создания ученического самоуправления и будет более эффективным если: основными подходами к построению модели ученического коллектива станут: системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы;
- будет определено содержание деятельности всех участников коллектива;
основными критериями эффективности являются: гуманистичность педагогической деятельности и отношений в школе; наличие профессионального, стабильного и сплоченного педагогического коллектива; уровень воспитанности, духовности и культуры учащихся школы.

В связи с этим ЦЕЛЬЮ данного исследования является стремление на основе анализа

литературы изучить теоретические основы создания и развития ученического коллектива в общеобразовательном учреждении с учётом требований ФГОС.

Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

    Изучение теоретических и методических аспектов по данному вопросу.

    Разработать и апробировать модель ученического самоуправления.

    Обосновать совокупность критериев оценки эффективности ученического самоуправления.

Объект исследования: 3 «в» класс МОАУ «СОШ №32» .

Методы исследования: В ходе исследования использовались взаимодополняющие друг друга теоретические и эмпирические методы:

Анализ документальных источников.

Социологический (анкетирование, опрос).

Диагностические (тесты) – использовались в качестве определения результативности воспитательного процесса.

Этапы исследования:

Первый этап – подготовительный.

1. Изучение литературы по проблеме.

На этом этапе поставила цель, задачи исследования. На подготовительном этапе составила план своей работы. Посетила библиотеку сети Интернет. Поработала с литературными источниками.

Второй этап – основной.

2. Анализ и обобщение опыта работы.

Он состоял из ряда заданий:

    Как развивать ученический коллектив, чтобы работа в нём была продуктивной?

    Как сделать так, чтобы результаты работы были наглядно и чётко представлены в классном уголке, чтобы их видели и родители и дети?

Главной целью создания и развития ученического коллектива считаю:

    Создание условий для свободного развития личности;

    Формирование коллектива единомышленников, уважающих друг друга, всегда готовых прийти на помощь другу, умеющих достойно выйти из конфликтной ситуации;

    Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;

    Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

Третий этап – заключительный.

Поделилась опытом работы на родительском собрании в 3 «в» классе

Подготовительный этап.

Изучение литературы по проблеме.

«Коллектив» (от лат. collective – собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Признаки ученического коллектива:

    Сознательный характер объединения людей

    Единство общих и личных целей членов коллектива

    Чёткая организованная структура взаимоотношений

    Наличие органов самоуправления

    Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат

    Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта

    Сплочённость

    Коллективная деятельность, единый результат

    Межличностные отношения (общее дело)

Методика организации и воспитания ученического коллектива.

    Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;

    во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

Методика, направленная на создание и воспитание сплочённого коллектива.

    Воспитание ученического актива;

    Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.

    Формирование здорового общественного мнения;

    Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Основной этап.

Анализ и обобщение опыта работы.

Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Теперь, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход.

Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.

Наша главная воспитательная задача теперь - создать условия для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.

Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.

Я вот уже девятнадцать лет работаю в школе. Все из них - классный руководитель. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом, от малышей - первоклассников до выпускников начальной школы - четвероклассников. Перед глазами, будто кадры киноленты: первые уроки, прогулки, праздники. Вот мой первый класс принимают в школу, вот праздник прощания с Азбукой, вот конкурс строя и песни. Праздники, концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, постановки спектаклей, саночные походы, музыкально - литературные композиции, классные часы, КВН...-- это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими учениками.

Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»

Перед собой я поставила ряд задач:

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.

В самом начале работы с детьми, когда 1-ки приходят ко мне, я знаю о них по рассказам воспитателей и по своим эпизодическим наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса.

Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.

Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.

В первые дни все ребята получили общественные поручения.

Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт положительные результаты).

Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс - это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.

В доме - семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года, я провела тренинг «Давайте познакомимся», который запомнился ребятам надолго. Они пели песни, рассказывали о себе, проводили игры.

Цикл бесед в 1 классе был посвящен теме: «Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу. Такие игры, как: «Вот я какой», «Что я люблю делать?», «Все мы чем-то похожи», «Представление имени», и мн. др.

Уже во 2 классе ребята участвовали в конкурсе сочинений: «Я хочу рассказать о своём школьном друге». В сочинениях, отвечая на вопрос «За что вы любите общаться со своим другом?», ребята, прежде всего, указывают на душевные качества.

С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому Новогоднему празднику. Все ребята были задействованы: пели, плясали, играли, читали стихи. Все приготовили прекрасные карнавальные костюмы.

Со второго класса стали активными участниками школьных и районных мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах.

На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Встречаюсь с родителями и детьми во внеурочное время, дома.

Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Определённых успехов учащиеся добились и там.

Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.

Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературы я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение - это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.

Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.

Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей.

У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти дети будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.

Заключительный этап.

Поделилась своим опытом работы перед родителями своего класса.

Уголок класса в нашем классе выполнен из потолочной плитки в форме кораблика, в верхней части которого расположены грамоты и благодарности, расписание уроков, график дежурств по дням недели, список класса.

Ученики разбились по желанию на 4 звена: учебное, трудовое, спортивное и редколлегия. Вокруг иллюминатора каждого звена дети располагают звёздочки. Они отображают количество выполненных звеньями дел.

На большом парусе отражены все дела класса. Справа находится «Книга рекордов 3 класса». В ней ученики записывают свои достижения. Рядом с «Книгой рекордов» написан девиз класса. Рядом с девизом висит экран успеваемости, где каждое учебное звено записывает свои четвертные оценки. В центре паруса, запланированные учениками коллективные дела. Их мы обсуждаем на классных часах, потом заносим в уголок.

Например, какие дела запланировали на декабрь:

Всем ребятам выучить стихотворение Деда Мороза;

Нарисовать новогоднюю стенгазету (отв.: редколлегия);

Подготовить и провести классный час «Откуда взялась традиция праздновать Новый Год» (отв.: учебное звено);

Организовать детей и родителей на постройку горки (отв.: трудовое звено)

Но это не значит, что мы живём без проблем. Справа на корпусе корабля дети дают друг другу советы по устранению некоторых недостатков. Рядом расположена рубрика «Наши предложения». Это конвертик, куда ученики помещают свои пожелания.

Слева на корпусе корабля расположилась Доска почёта. На ней размещены фотографии детей. Рядом наклеиваем лист, на котором написано каждое хорошее дело ученика.

Также у нас есть большой стенд «Наша творческая жизнь». На нём мы помещаем лучшие работы, изготовленные на уроках труда.

Это только часть большой работы по созданию и сплочению коллектива. Надеюсь, что мой опыт покажется интересным коллегам.

Предполагаемый результат

Организованный, сплоченный, дружный коллектив класса;

Все учащиеся умеют самостоятельно добывать знания; умеют мыслить, отвечать за свои поступки;

Актив класса – яркие, творческие личности;

Высокий уровень воспитанности учащихся;

Учащиеся любят школу, класс, учителей;

Коммуникативные;

Бережно относятся ко всему, что их окружает;

Уважают взрослых, не обижают младших;

Ведут здоровый образ жизни;

Активные родители, уважающие учителей и живущие рядом и вместе с детьми.

Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;

Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

В ходе работы очень многое вспомнила.

В конечном счёте, моя позиция такова - мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой».

Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

Эту работу продолжу и на следующий год.

Вывод.

Таким образом, развитие ученического коллектива является частью школьной жизни.

Коллектив – специфическая организация деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Ребёнок самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.

Важно, чтобы коллектив выполнял все функции, ему свойственные. А без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

    Коллектив - необходимый компонент современного воспитания.

    Его цель в современных условиях - адаптация детей к не прерывно изменяющимся жизненным условиям.

    Самоуправление в коллективе способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

    Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности
    школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

    Коллектив способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.

    Формирует готовность участвовать в различных проектах.

Список литературы.

    Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения: Феникс, 2006.-288с.

    Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М: Академия», 2001.- 216с.

    Прутченков А.С. Организация и развитие ученического коллектива в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – М.: - 250 с.

    Учительские сайты сети Интернет

Приложение.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в системе коллективного воспитания. Существенный вклад в исследование проблемы воспитания в коллективе внесли В.А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.

А. С. Макаренко рассматривал детский коллектив не просто как механическое объединение личностей, а как сложное социальное образование, как живой социальный организм. Особое внимание А. С. Макаренко уделял становлению и развитию коллектива , организации опыта коллективной жизни, формированию радостного самочувствия личности в коллективе, рассматривал детский коллектив как полноправное явление общественной жизни. А. С. Макаренко подчеркивал, что педагоги должны направлять свои усилия на органическое слияние личных и общественных целей. Личная цель не должна затеряться среди коллективных целей деятельности. Большое внимание А. С. Макаренко уделял первичному коллективу, развитию дружеских связей в нем. Предостерегал педагогов от опасности замыкания первичного коллектива в своих рамках.

В своей практической деятельности А. С. Макаренко уделял серьезное внимание созданию актива . Для воспитания актива он организовывал различные виды деятельности в коллективе, использовал определенную систему органов самоуправления. А. С. Макаренко стремился, чтобы каждый воспитанник осознавал свой долг перед коллективом, чтобы он в каждую минуту жизни был готов выполнять свой долг, не ожидая распоряжения, чтобы обладал инициативой и творческой деятельностью.

Большое значение для воспитания подрастающего поколения имеет учение А. С. Макаренко о системе перспективных линий . Коллектив всегда должен жить ожиданием завтрашней радости. Если коллектив достиг определенной цели, а новых устремлений на будущее нет, то такой коллектив останавливается в своем развитии. В коллективе обязательно должны быть определены его перспективные пути, это, по определению А. С. Макаренко, является законом движения коллектива.

Большое внимание развитию отношений детей в коллективе уделял В. А. Сухомлинский . Он постоянно подчеркивал, что в детях надо воспитывать через взаимоотношения в коллективе одно из высочайших чувств – чувство благодарности. В. А. Сухомлинский считал, что воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом человеке, что вносит каждая личность в коллектив. Кроме того, он указывал, что коллектив становится воспитывающим, если у него есть одухотворенная идей совместная деятельность. Духовная жизнь коллектива очень важна и зависит, по мнению В. А. Сухомлинского от индивидуального духовного богатства каждого члена. Каждый воспитанник вносит свой индивидуальный вклад в духовную жизнь коллектива. Таким образом, В. А. Сухомлинский показывает не только влияние коллектива, но и влияние личности на коллектив.

В. А. Сухомлинский в своей практической деятельности раскрывает роль традиций и системы перспективных линий в создании коллектива. Заслугой В. А. Сухомлинского является учение о постепенном переходе от трудовой деятельности для первичного и общешкольного коллектива к труду на благо всего общества. При этом труд, подчеркивал он, должен доставлять радость детям, воспитывать у них гуманистические устремления. Обращаясь к учителям, В. А. Сухомлинский говорил, что, воспитывая коллектив, надо уметь видеть в нем каждого ребенка и заботливо его воспитывать.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун.

Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Коллектив - (от лат. collectivus- собирательный) - группа людей взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правим поведения, совместно выполняемой деятельностью, в силу этого достигающую более высокого уровня, чем простая группа.

Детский коллектив - это объединение детей на основе общей полезной деятельности (например, учебная деятельность, общественная деятельность, спорт и др.)

Коллектив объединяет учащихся на основе деловых и личных взаимоотношений. С этой точки зрения под воспитательным коллективом следует понимать такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями и в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к совместной деятельности и общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает всестороннее развитие, свободу, достоинство и защищенность каждой личности.

Выделяют следующие функции коллектива: организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирующую - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов для общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. А также можно выделить нравственно-формирующую и личностно-развивающую функции коллектива.

Основными характерными признаками коллектива являются: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости (моральное единение); общий выборный руководящий орган; широкая система коллективных связей. Не менее значимы такие признаки коллектива, как мажорный стиль и тон жизни коллектива, сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях, гигиенически и педагогически продуманный распорядок жизни детей, развитая критика и самокритика и др.

Первичный коллектив - это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и т. п. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы. В системе образования это коллективы школ.

Многообразие коллективов в школе, с одной стороны, создает определенные педагогические предпосылки для разностороннего развития каждой личности, с другой стороны, слишком большие и громоздкие структуры затрудняют педагогическую работу на общеколлективном уровне. Она превращается в управленческо-администравную. Вместе с тем класс оптимально развивается, если тесно связан и взаимодействует с другими первичными коллективами и с общешкольным коллективом, не замыкаясь в себе. Разнообразие коллективов дает возможность школьнику осуществлять разные социальные роли (ученик, спортсмен, организатор, артист и др.). Каждый ребенок включается в систему многообразных коллективных связей и отношений, наиболее полно приобщаясь к социальному опыту. В то же время эти связи способствуют созданию в школе общего эмоционального положительного климата общения между всеми учащимися, ровесниками, старшими и младшими.

В развитии коллектива обычно выделяют три стадии :

1-я стадия. Становление коллектива. В качестве средства сплочения и организации коллектива выступают педагогические требования к учащимся. Отсутствует организованность, общность интересов, учителю не на кого опереться. Задачи: познакомить детей между собой, изучить их; научить правильному поведению, выявить более активных детей, склонных помогать учителю. Основные методы воспитания: беседа, пример, приучение, упражнение, создание воспитательных ситуаций, поощрение, педагогическое требование и др. Учитель - организатор.

2-я стадия . Самоуправление. Дальнейшее развитие требований; формируется актив класса, способствующий сплочению группы. Задача: укрепление здоровых взаимоотношений и повышение авторитета актива класса. Методы: беседа, приучение, поощрение, поручение, упражнение, соревнование, создание воспитательных ситуаций и др. Учитель - руководитель активом.

3-я стадия. Период расцвета коллектива. Достаточно высокий уровень организованности, дисциплины, совместной духовной жизни и деятельности учащихся; расцвет коллектива. Задачи: формирование общественного мнения; поддержание традиций; требование активности; сам коллектив выдвигает требования к каждому. Основной метод - самовоспитание. Учитель - консультант.

Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика.

Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Пути формирования коллектива следующие:

1) Разносторонняя совместная деятельность учащихся : учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.

2) Умелое предъявление требований . С первых дней необходимо чет ко определить нормы и правила поведения; регулярно приучать детей к соблюдению норм и правил поведения; соблюдать меру в предъявлении требований; учитывать эмоциональный фон.

3) Работа с активом . При подборе учащихся в актив класса необходимо с помощью методов психолого-педагогических исследований хорошо изучить детей. Должно происходить расширение актива через поручения и организацию разных видов деятельности. В состав актива входят староста, его заместитель, учком и ответственные.

4) Организация перспектив. А. С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива: коллектив только тогда развивается, укрепляется и оказывает действенное формирующее влияние на учащихся, когда он постоянно движется вперед, добивается все новых и новых успехов. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. Перспективы могут быть близкими, средними и дальними. Близкие перспективы не требуют от коллектива значительных усилий и времени для достижения («завтрашняя радость»). Средняя перспектива требует больших усилий и времени, события несколько отодвинуты во времени. Дальние перспективы - сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил и времени. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

5) Формирование общественного мнения. Под общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся разным явлениям коллективной жизни. Благодаря общественному мнению, в коллективе реализуется принцип А. С. Макаренко «параллельного воздействия»: коллектив выступает как субъект воспитания. В основе принципа параллельного воздействии - требование воздействовать на учащихся через первичный коллектив. На школьников оказывают воздействие, по крайней мере, три силы - непосредственно воспитатель, опосредованно актив и весь коллектив. Принцип применим уже на 2-й стадии развития коллектива.

6) Становление и развитие традиций. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции (А. С. Макаренко). Традиции - это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции бывают большие и малые. Большие - это яркие массовые события, малые - скромнее по масштабам.

7) Приобщение учащихся к общешкольным делам. Кроме внутриклассных и внеклассных мероприятий, учащиеся должны принимать активное участие в делах, организуемых для всего школьного коллектива: тематические недели, общешкольные праздники, смотры, конкурсы, общественно полезный труд и др. Учащиеся начальных классов должны почувствовать, что они - частичка одного большого коллектива. У них воспитывается гордость и ответственность за общее дело.

8) Связь младших и старших школьников осуществляется, главным образом, через шефскую работу, а также участие в общешкольных мероприятиях. Для укрепления этой связи целесообразно один раз в год проводить день самоуправления.

Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе . Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Особенности коллектива младших школьников. В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуации формального равенства сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разным уровнем развития воли. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы. Начальная школа включает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где в реальных отношениях следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - свое право быть равноправным в общении с другими людьми.В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети».

В сфере «ребенок-взрослый» помимо отношений «ребенок - родители» возникают новые отношения «ребенок - учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, но и в общении с одноклассниками и в семье.

Педагогическую основу организации коллектива младших школьников составляют:

Умелое предъявление требований к учащимся;

Воспитание ученического актива;

Организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно- эстетической и спортивно- оздоровительной деятельности;

Формирование здорового общественного мнения;

Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.