Детский церебральный паралич основные признаки его проявления. Лечение детского церебрального паралича. Как формируется ДЦП

Детский церебральный паралич – серьезное хроническое заболевание. объединяет в себе , которые связаны с нарушением двигательной функцией человека. Чаще всего, болезнь поражает плод в период его внутриутробного развития.

ДЦП носит непрогрессивный характер, это значит, что заболевание не распространяется внутри организма, не поражает здоровые области нервной ткани, оно точечно повреждает те или иные участки мозга.

Проявляется в возрасте 5 – 7 месяцев.

Атонически-астатическая форма ДЦП становится более явной после семи месяцев. Дифференциальная диагностика этой формы довольно осложнена, по причине схожести ее симптомов с симптомами других заболеваний.

До шестимесячного возраста у малыша можно не заметить никаких нарушений, и лишь по мере его роста постепенно проявляются симптомы. Чаще всего они связаны с нарушениями психического развития, возникают неврологические расстройства. У ребенка возникают вспышки необоснованной агрессии, повышенная возбудимость. Имеются , двигательные нарушения, потеря равновесия.

Гиперкинетическая форма заболевания определяется несколько позже – к началу второго года жизни.

Дополнительную диагностику проводят, используя следующие инструментальные методы:

  • ультразвуковое исследование мозга;
  • краниография и др.

Результаты исследования позволяют получить информацию о глубине изменений нервной системы, определить степень и тяжесть поражения того или иного участка головного мозга, выявить другие нарушения.

Для постановки диагноза ДЦП достаточно наличия специфических двигательных расстройств у ребенка на начальном этапе развития болезни. В качестве дополнительных мер исследования делают , которое позволяет оценить тип повреждения и определить конкретное место поражения головного мозга.

Такое исследование необходимо для того, чтобы исключить наличие иных заболеваний со схожей симптоматикой. В этих же целях проводят дифференциальную диагностику.

Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание, его симптомы не увеличиваются со временем, а состояние больного со временем не ухудшается. Если же происходит обратное, то, скорее всего, заболевание имеет иную природу.

Такие же симптомы, как и у детского церебрального паралича, имеют следующие заболевания:

  • поражения головного мозга травматического и нетравматического характера;
  • ранний аутизм;
  • фенилкетонурия;
  • поражения спинного мозга;
  • шизофрения и т.п.

Распространенность различных форм нарушения

Является распространенным заболеванием. По примерным подсчетам, на одну тысячу здоровых детей приходится до 3 больных ДЦП. Если рассматривать данные по распространенности форм ДЦП, то можно отметить, что

  • среди всех форм лидирует спастическая диплегия,
  • второе место – гемипаретическая форма,
  • третье — двойная гемиплегия,
  • четвертое – атонически-астатическая форма,
  • и, наконец, пятое место по распространенности ДЦП имеет гиперкинетическая форма заболевания.

Гиперкинетическая форма ДЦП — удел девочек

Мальчики гораздо чаще страдают спастической диплегией и двойной гемиплегией, у девочек чаще встречается гиперкинетическая форма ДЦП.

Если сравнивать общее соотношение мальчиков и девочек с диагнозом ДЦП, то получается, что мальчики составляют 58,1 %, девочки – 41,9 %.

Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание, но это не значит, что его лечением не нужно заниматься вовсе.

Больным необходима помощь и врачей, и педагогов, для того, чтобы они могли достичь максимально возможных при данном заболевании положительных результатов и могли по мере и возможностям адаптироваться к окружающей среде. В этих целях, необходимо как можно раньше выявить заболевание и начать его лечение.

План:

1.Характеристика стадий ДЦП. 2.Формы ДЦП: спастическая диплегия.

3.Спастическая гемиплегия 4.Двойная гемиплегия.

5.Гиперкинетическая форма ДЦП. 6.Атоническая форма ДЦП.

7.Синдромы речевых расстройств. 8.Сенсорные нарушения.

9.Вегетативно-обменные нарушения. 10. Нарушения интеллекта.

В клинической практике используется классификация К.А.Семёновой. Клиническая картина детского церебрального паралича (ДЦП) различна в зависимости от того, на какие отделы мозга преимущественно распространился патологические процесс. Интенсивность поражения того или другого отдела мозга положена в основу многих классификаций заболеваний.

Выделяется три стадии течения ДЦП.

Начальная стадия диагностируется сразу после рождения и характеризуется тяжёлым общим состоянием ребёнка, нарушением тонуса мышц, дрожанием, нистагмом, нарушением сосательного рефлекса и т.д.

Ранняя резидуальная стадия , начало которой в случае внутриутробного поражения или поражения во время родов надо отнести к концу второго месяца жизни. В этой стадии наблюдаются: а) симптомы задержки развития стато-кинетических рефлексов первого года жизни; б) задержка развития и патология подкорково-стволовых структур, регулирующих тонус мышц; в) задержка развития и нарушения в системе нейронных цепей премоторной и моторной коры и подкорковых структур, следствием чего являются паралитические и гиперкинетические синдромы.

Поздняя резидуальная стадия характеризуется наличием контрактур и деформаций, фиброзным перерождением мышечной ткани, на основе чего создаётся патологический проприоцептивно-двигательный стереотип.

Формы ДЦП. В зависимости от тяжести и распространённости различают следующие формы ДЦП: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, моноплегию, гиперкинетическую форму, атоническую форму, синдромы речевых расстройств, псевдобульбарный синдром, вегетативно-обменные расстройства, задержки развития интеллекта.

Спастическая диплегия (синдром Литтля) – наиболее частая форма ДЦП с двигательными нарушениями в руках и ногах; причём ноги страдают больше чем руки. Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребёнок стоит на полусогнутых и приведённых к средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной – от выраженных парезов до лёгкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребёнка тонкой моторики. Развиваются контрактуры в крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы стоп. Вызываются патологические рефлексы.

При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен тонус сгибателей, а в ноге – разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повёрнута внутрь. При ходьбе ребёнок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза, могут быть клонусы стопы и надколенника, вызываются патологические рефлексы. Паретичные конечности отстают в росте от здоровых. При этой форме у ребёнка может возникнуть задержка речевого развития за счёт алалии при поражении левого полушария мозга. У половины детей наблюдаются гиперкинезы. Они появляются по мере снижения мышечного тонуса. Психическое развитие замедленно и варьирует от лёгкой до тяжёлой степени. На задержку развития влияет наличие часто возникающих эпилептиформных припадков.


Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжёлое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища влечёт за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. В дошкольном возрасте, когда двигательная активность становится более выраженной, у некоторых детей появляются гиперкинезы в дистальных отделах рук и ног, а также оральные синкинезии. У большинства больных выражен псевдобульбарный синдром. Сухожильные рефлексы высокие, но могут вызываться с трудом из-за высокого тонуса и контрактур. Эта форма ДЦП часто сочетается с микроцефалией и малыми аномалиями развития (дизэмбриогенетическими стигмами), что свидетельствует о внутриутробном поражении мозга. Нередко наблюдаются эпилептиформные припадки. В связи с тяжёлыми двигательными расстройствами рано формируются контрактуры и деформации.

Гиперкинетическая форма возникает от поражения подкорковых структур чаще при резус-конфликтной беременности. Гиперкинезы появляются после первого года жизни, за исключением тяжёлых случаев, когда их можно обнаружить на первом году жизни. Гиперкинезы сильнее выражены в мышцах лица, нижних отделах конечностей и мышцах шеи. Наблюдаются гиперкинезы типа атетоза, хореоатетоза, торсионной дистонии. Эпилептиформные припадки наблюдаются редко. Сухожильные рефлексы высокие, с расширенной зоны. Часто бывают речевые расстройства. Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах, однако тяжёлые двигательные и речевые нарушения затрудняют развитие ребёнка, его обучение и социальную адаптацию.

Атоническая форма характеризуется мышечной гипотонией. Тонические шейные и лабиринтные рефлексы выражены нерезко; их можно обнаружить во время эмоционального напряжения ребёнка и в момент попытки произвести произвольное движение. При этой форме на 2-3 году жизни выявляются симптомы поражения мозжечка: интенционное дрожание, туловищная атаксия, расстройства координации движений. У таких больных резко страдают статические функции: они не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить, сохраняя равновесие. Сухожильные рефлексы высокие. Часты речевые нарушения в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Отмечается выраженная задержка психического развития. Степень снижения интеллекта зависит от локализации поражения мозга. При поражении преимущественно лобных долей доминирует глубокая задержка психического развития. При преимущественном поражении мозжечка психическое развитие страдает меньше, но в этом случае доминируют симптомы поражения мозжечка.

Синдромы речевых расстройств характеризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией.

Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или алалии.

У детей с ДЦП наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия . Для неё характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжён, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мышечных группах артикуляционного аппарата. Парезы артикуляционных мышц вызывают расстройство звукопроизношения по типу псевдобульбарной дизартрии. Характерны нарушения голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.

Экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. Эта форма характеризуется мышечной дистонией, гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным нарушением интонационной стороны речи. При атонической форме ДЦП отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь замедленная и толчкообразная; к концу фразы голос затихает. Часто встречается смешанная дизартрия.

Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической.

При сенсорной алалии затруднено понимание обращённой речи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи. Речевые нарушения у детей с церебральными параличами редко бывают изолированными. Чаще дизартрия сочетается с задержками речевого развития или с алалией.

Сенсорные нарушения при ДЦП касаются в основном слуха. Довольно часто снижается острота слуха. Это больше касается высокочастотных тонов, что может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребёнок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употреблюет их в своей речи. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и написанию.

У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжёлых случаях – к грубому недоразвитию речи. Снижение остроты слуха у ребёнка с двигательными нарушениями может затруднить выбор подходящей для него школы. В этом случае следует выбирать школу с учётом ведущего дефекта, исходя из того, что мешает адаптации ребёнка.

Псевдобульбарный синдром включает в себя самые разнообразные комбинации пареза черепных нервов и спазма различных групп мышц, осуществляющих артикуляцию и фонацию, создают пёструю своеобразную картину псевдобульбарного паралича. В процессе развития речи явления паралича мышц голосовых связок сменяются у некоторых детей таким же преходящим спазмом, который наблюдается в жевательной мускулатуре. Тогда афония или гипофония в свою очередь сменяется дисфонией, при которой тихая, часто шёпотная речь перемежается неудержимо громкими выкриками слогов, слов, иногда фраз.

Паралитическая форма псевдобульбарного паралича имеет следующие проявления: афонию, дисфонию, дисфагию, которые приводят к тому, что нет отчётливого голосообразования, а процесс еды и глотания значительно затруднён. Паралич наблюдается в артикуляционной и лицевой мускулатуре, в связи с чем амимия у них выражена отчётливо. Спастичность при этой форме выявляется либо в определённых группах мышц при движении, либо при определённом положении тела. Повышение тонуса наблюдается и в артикуляционной мускулатуре, но незначительное. Восстановление речи идёт с большим трудом. Также трудно идёт развитие координации между дыхательными и артикуляционными движениями. Дизартрия наряду с афонией и носовым оттенком голоса держится долго.

При экстрапирамидной форме паралитические расстройства артикуляционной мускулатуры осложняются глубоким тоническим напряжением артикуляционных мышц. Язык собран комком у корня, малоподвижен, напряжены голосовые связки. Спастичность распространяется на дыхательную мускулатуру, на мускулатуру гортани, что обусловливает своеобразие голосообразования, дисфонию.

При мозжечковой форме псевдобульбарного паралича наблюдаются различные варианты атактических расстройств, парезы спастического напряжения артикуляционной, жевательной и дыхательной мускулатуры. Отмечаются замедление темпа, дискоординация всех движений, включая речевые. Имеется прямой параллелизм между характером патологии скелетной и артикуляционной, жевательной и дыхательной мускулатуры.

Вегетативно-обменные расстройства часто наблюдаются у детей с ДЦП – это акроцианоз, гипергидроз или наоборот сухость кожи нарушение её трофики, недостаточный рост костей, неправильный обмен, в частности кальция. Наиболее часто вегетативная недостаточность встречается у детей до 7 лет при спастической диплегии, двойной гемиплегии, гиперкинетической форме. Наиболее массивной и наблюдающейся у всех детей является недостаточность функции сердечно-сосудистой системы: гипотония и лабильность сердечной деятельности, асимметрия артериального давления. В дыхательной системе также наблюдается лабильность. Имеются колебания температуры тела до 38 о. В преобладающем большинстве случаев наблюдается гипергликемия и нарушения сахарной кривой после сахарной нагрузки. У половины детей наблюдается полидипсия (повышенное потребление воды): жажда отмечалась и днём и ночью.

У больных с ДЦП часто отмечаются эмоциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей. При этом на раздражители дети отвечают не ориентировочной, а защитной реакцией. У детей старшего возраста есть вторичные эмоциональные нарушения как реакция на свой дефект и склонность к невротическим нарушениям.

Интеллектуальное развитие детей с ДЦП протекает в неблагоприятных условиях и часто задерживается или искажается. Примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 30% интеллект сохранён, а у остальных – задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.

Литература:

1.Семёнова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей.- М., 1972.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - собирательный термин, объединяющий группу неврологических заболеваний, которые вызывают нарушение двигательной функции и координации.

ДЦП возникает из-за поражения участка головного мозга, отвечающего за мышечную активность. Причиной заболевания может быть нарушение развития мозга или его травма до, во время или вскоре после родов.

Причина ДЦП в большинстве случаев закладывается во время внутриутробного развития малыша и связана с болезнями беременной женщины, патологией беременности или мутациями. А в редких случаях - с проблемами в родах и травмами, полученными уже после рождения.

Согласно статистическим данным основная причина инвалидности у детей - поражения нервной системы (47,9%), а самой часто встречающейся патологией в этой группе является ДЦП. Приблизительно 1 из 400–500 человек в России болен ДЦП.

Как правило, симптомы ДЦП проявляются в течение первых трёх лет жизни ребёнка.

Начальная стадия ДЦП проявляется сразу после рождения. Изменения в поведении ребёнка связаны с нарушением проведения сигнала от повреждённых отделов головного мозга. Движения малыша скованы из-за постоянного напряжения мышц или, напротив, мышечной слабости, вялости. Ребёнок может периодически вздрагивать, возможны судороги, дрожь в теле. Родители могут обратить внимание на то, что малыш не может зафиксировать взгляд, плохо сосёт. Все эти изменения нередко происходят на фоне тяжёлого общего состояния ребёнка: проблем с дыханием, сердцебиением, внутричерепным давлением и т. д.

Ранняя резидуальная стадия ДЦП начинается в возрасте 2–4 месяцев. Параллельно с взрослением ребёнка проявляются нарушения, определяемые местом и объёмом поражения мозга. Наблюдается задержка развития, такие дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить, говорить, становится отчётливо заметна скованность и неестественность движений повреждённой части тела. Например, ребёнок может выполнять все движения только одной рукой, а вторую поджимать к туловищу, ходить на носочках и так далее.

Поздняя резидуальная стадия ДЦП наступает у более взрослых детей. Новых симптомов уже не появляется. В связи с отсутствием полноценных движений наблюдается развитие необратимых деформаций тела, атрофия мышц, формирование специфической походки.

Существуют различные методы лечения, позволяющие уменьшить проявления детского церебрального паралича и повысить самостоятельность ребёнка. К ним относятся физиотерапия, трудовая терапия и лекарства для снятия мышечного напряжения и спазмов. В некоторых случаях может потребоваться хирургическая операция.

Симптомы ДЦП у ребёнка

Как правило, симптомы детского церебрального паралича проявляются в течение первых трёх лет жизни. Ребёнок с ДЦП может медленнее достигать важных этапов развития, таких как умение ползать, ходить и говорить.

Выделяют четыре основных формы ДЦП:

  • Спастическая. Это - самая часто встречающаяся форма заболевания. При ней мышцы находятся в постоянном напряжении, поэтому ребёнку плохо удаются быстрые и точные движения. Ручки согнуты в локтях, ножки часто сведены вместе или перекрещены, что затрудняет пеленание младенца. Степень поражения ДЦП может быть различна - от выраженного паралича до лёгкой неловкости в движениях, которые заметны только при выполнении сложных манипуляций.
  • Дискинетическая. Она может проявляться как напряжённостью, так и вялостью мышц. Как правило, новорождённые дети с дискинетической формой ДЦП ведут себя вяло, почти не двигаются. В возрасте 2–3 месяцев проявляются приступы внезапного повышения мышечного тонуса (резкого напряжения мышц) в ответ на сильные эмоции, громкие звуки, яркий свет. После 1–1,5 года появляются гиперкинезы - медленные червеобразные движения рук и ног (атетоз), быстрые и отрывистые движения (хореический ДЦП) или сокращения мышц туловища, которые приводят к его вращению, поворотам головы и другим изменениям позы (торсионные движения). Гиперкинезы обычно не проявляются в покое и исчезают, когда ребёнок спит. У детей с такой формой ДЦП часто отмечается снижение слуха и речи, а также сложности с приёмом пищи. Вместе с тем психическое развитие страдает реже, чем при других формах заболевания.
  • Атаксическая. При этой форме ДЦП на первый план выходят нарушения равновесия и координации, из-за чего движения становятся судорожными и неуклюжими. Стоять и ходить дети начинают с 1,5–2 лет, но эти функции ещё долго приходится доводить до автоматизма. Также может наблюдаться тремор (непроизвольная дрожь) кистей рук и головы. Возможно снижение интеллекта.
  • Смешанная. При ней у больных наблюдаются признаки более чем одной из описанных выше форм ДЦП.

Степень выраженности симптомов у разных людей может сильно различаться. У некоторых симптомы выражаются в лёгкой форме, а других болезнь превращает в инвалидов.

Церебральный паралич также может затрагивать разные части тела. У одних поражена правая или левая сторона тела, у других в первую очередь поражены ноги, а у кого-то - и ноги, и руки. В зависимости от того, какой участок мозга повреждён, церебральный паралич может сопровождаться нарушением не только двигательной, но и других функций организма. Поэтому у детей с ДЦП возможно появление следующих симптомов:

  • повторяющиеся судороги или припадки (эпилепсия);
  • слюнотечение и затруднение глотания (дисфагия);
  • гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ);
  • нарушение строения или аномалии скелета, в особенности вывих бедра или искривление позвоночника (сколиоз);
  • проблемы с контролем за опорожнением мочевого пузыря (недержание мочи);
  • расстройство речи (дизартрия);
  • нарушение зрения;
  • сложности с обучением (хотя умственные способности зачастую не нарушены).

Причины детского церебрального паралича

В недавнем прошлом врачи полагали, что причина детского церебрального паралича - повреждение мозга во время родов, вследствие временного отсутствия кислорода (гипоксии). Однако в 1980-е гг. было проведено большое исследование, в ходе которого доказали, что гипоксия в родах становится причиной ДЦП не более чем в 10% случаев. Также иногда повреждение мозга может произойти в течение первых нескольких месяцев жизни ребёнка. Причиной такого состояния может стать инфекционное заболевание (например, менингит), очень низкий уровень сахара в крови, тяжёлая травма головы или инсульт .

Гораздо чаще болезнь развивается из-за повреждений головного мозга, возникающих ещё до рождения ребёнка. Исследователи полагают, что поражение головного мозга ребёнка в утробе матери, приводящее к ДЦП, возникает по трём основным причинам.

Причина № 1 - перивентрикулярная лейкомаляция. Это поражение белого вещества головного мозга. Белое вещество - это множество нервных волокон, которые соединяют нервные клетки, ответственные за мыслительную деятельность, с остальным организмом. При повреждении белого вещества нарушается связь мозга с органами и частями тела.

Считается, что к поражению приводит сокращение объёма крови, поступающей к голове плода, или нехватка кислорода. В дальнейшем это чревато тяжёлыми последствиями для мышечной системы ребёнка, так как белое вещество отвечает, в том числе, и за передачу сигналов от головного мозга к мышцам тела.

Точная причина перивентрикулярной лейкомаляции неясна. Но считается, что факторами риска могут быть:

  • очень низкое кровяное давление матери - например, из-за кесарева сечения;
  • преждевременные роды, особенно до 32-й недели беременности.

Причина № 2 - нарушение развития головного мозга. Любое повреждение головного мозга может нарушать передачу сигналов от нервных клеток к мышцам и другим частям тела, следовательно, может стать причиной ДЦП у детей.

На развитие головного мозга могут повлиять следующие факторы:

  • изменения (мутации) генов, влияющих на развитие головного мозга;
  • инфекционное заболевание, перенесённое женщиной во время беременности;
  • травма головы плода.

Причина № 3 - внутричерепное кровоизлияние и инсульт. Внутричерепное кровоизлияние - это кровотечение в головном мозге. Это потенциально опасно, так как при нехватке крови отделы головного мозга могут погибнуть, а само скопление крови может повредить окружающие ткани. Обычно внутричерепное кровоизлияние встречается у недоношенных детей, но может случиться и после инсульта у ребёнка в утробе матери.

Факторы, повышающие риск инсульта у плода:

  • изначальная слабость или патология кровеносных сосудов плода или материнской плаценты;
  • высокое кровяное давление у матери;
  • инфекционное заболевание у женщины во время беременности, особенно хламидиоз, трихомониаз и другие заболевания, передающиеся половым путём .

Диагностика детского церебрального паралича

Если вы заметили признаки ДЦП у ребёнка, обратитесь к педиатру. При подозрении на заболевание он выпишет направление на консультацию к , который проверит рефлексы малыша, его осанку, мышечный тонус и движения. В случае если диагноз будет подтверждён, вы пройдёте дополнительное обследование у ортопеда, который назначит лечение и разработает программу абилитации (адаптации к жизни). В зависимости от возраста ребёнка его также могут направить к психологу для оценки интеллектуального развития.

Для исключения похожих заболеваний и подтверждения диагноза детского церебрального паралича врач может назначить дополнительное обследование, например:

  • магнитно-резонансная томография (МРТ) - создание детального изображения головного мозга с помощью магнитных полей и радиоволн;
  • ультразвуковое исследование (УЗИ) - создание изображения тканей головного мозга при помощи звуковых волн;
  • компьютерная томография (КТ) - создание серии рентгеновских снимков, которые собираются компьютером в подробное трёхмерное изображение мозга ребёнка;
  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - наблюдение за активностью головного мозга при помощи небольших электродов, прикрепляемых к голове;
  • электромиограмма (ЭМГ) - проверка мышечной активности и функции периферических нервов (сети нервов, идущих от головного и спинного мозга к другим частям тела);
  • анализы крови.

Иногда диагноз детского церебрального паралича устанавливается ребёнку ещё в роддоме. Однако в большинстве случаев предположить это заболевание удаётся только спустя несколько месяцев или лет наблюдения за малышом. Окончательно определить степень и тип паралича возможно лишь в возрасте 4–5 лет.

Лечение детского церебрального паралича


Детский церебральный паралич неизлечим, но существуют подходы, призванные облегчить симптомы и помочь ребёнку быть как можно более самостоятельным.

Восстановительное лечение необходимо начинать в ранние сроки, поскольку детский мозг обладает большими компенсаторными возможностями. В первые годы жизни детям назначают терапевтические мероприятия, помогающие правильному развитию различных отделов нервной системы. В дальнейшем для улучшения двигательной функции детям с ДЦП могут порекомендовать оперативное лечение в сочетании с консервативной терапией.

Помощь больным ДЦП оказывают в и , специализированных детских санаториях и школах-интернатах. Ниже описаны некоторые основные методы лечения.

Физиотерапия при ДЦП

Как правило, физиотерапию начинают сразу после постановки диагноза ДЦП, так как это один из наиболее важных способов помочь ребенку управлять заболеванием.

Две основные цели физиотерапии при ДЦП:

  • предотвратить ослабление мышц, которые ваш ребёнок обычно не использует;
  • предотвратить сокращение мышц и потерю ими нормального диапазона движений (это явление называется мышечной контрактурой).

Риск развития контрактур повышен у детей, которым сложно разминать мышцы из-за их жёсткости (ригидности). Если мышцы не могут растягиваться, они не успевают расти так же быстро, как кости. Это может приводить к искривлениям тела, доставляющим ребёнку боль и неудобства.

Физиотерапевт учит ребёнка ряду физических упражнений для укрепления и растяжения мышц, которые нужно выполнять каждый день. Также для растяжки мышц и исправления осанки могут использоваться специальные ортопедические крепления для рук или ног.

Развитие речи у детей с ДЦП

Контроль слюноотделения и проблемы с питанием при ДЦП

Детям, которые не могут контролировать мышцы рта, зачастую сложно проглатывать пищу и следить за слюноотделением. Это может привести к тяжёлым последствиям, поэтому проблемы с питанием при ДЦП требуют лечения.

При трудностях с глотанием (дисфагия) мельчайшие частички пищи могут попасть в лёгкие, что сопровождается развитием опасного заболевания - аспирационной пневмонии .

Если дисфагия умеренная, врач может научить ребёнка с ней справляться. Также рекомендуется рацион, состоящий из мягкой пищи. При более тяжёлой форме дисфагии может потребоваться кормление через зонд. Это трубка, которая проводится в желудок через нос или рот (назогастральная трубка) либо напрямую через брюшную стенку (гастростомическая трубка).

При слюнотечении возникает раздражение кожи вокруг рта, на подбородке и шее, что повышает риск воспаления этих областей. Существует ряд методов борьбы со слюнотечением при ДЦП:

  • антихолинергическое лекарство в форме таблеток или пластыря, сокращающее выработку слюны;
  • уколы ботулотоксина в слюнные железы (хотя это лишь временное решение);
  • перемещение протоков слюнной железы при помощи хирургической операции, в результате чего слюна выделяется вглубь ротовой полости и легче проглатывается;
  • специальное устройство, помещаемое в ротовую полость, которое способствует правильному положению языка и регулярному сглатыванию слюны;
  • обучение навыкам самоконтроля за физиологическим состоянием организма, в ходе которого ребёнка учат распознавать, когда у него течёт слюна, и вовремя сглатывать её.

Хирургическая операция при ДЦП

Иногда для исправления деформаций костей и суставов назначается операция по удлинению слишком коротких мышц и сухожилий, причиняющих неудобства. Такой тип хирургического вмешательства называется ортопедической операцией и назначается, если ребёнок с ДЦП испытывает боль при движении. Операция также может исправить осанку и облегчить движения, а также повысить самооценку ребёнка.

Однако почувствовать все преимущества операции удаётся далеко не сразу после вмешательства. Иногда на это требуется несколько лет, в течение которых ребёнку необходимы повторные курсы физиотерапии.

Операция может назначаться для коррекции искривления позвоночника (сколиоза) или недержания мочи. За состоянием ребёнка будут тщательно следить, чтобы своевременно выявить те нарушения, которые можно эффективно исправить с помощью хирургического вмешательства. В качестве обследования может назначаться регулярная рентгенография тазобедренного сустава или позвоночника.

Селективная дорсальная ризотомия (СРД) - это хирургическая операция, которая назначается для улучшения походки детям с высокой ригидностью (повышенным тонусом) мышц. Как правило, она рекомендуется только в случаях, когда обследования показали, что у ребёнка поражено белое вещество головного мозга (перивентрикулярная лейкомаляция) и другие методы лечения ригидности не помогли.

Во время операции хирург рассекает часть нервных волокон в нижнем отделе позвоночника, чтобы снять напряжение мышц ног. Однако после операции требуется несколько месяцев интенсивной физиотерапии, чтобы заново научить ребёнка контролировать свои движения.

Как и любая другая хирургическая операция, СРД имеет риск осложнений, включая временные проблемы с опорожнением мочевого пузыря (недержание мочи), сколиоз и изменение ощущений в ногах.

Существуют и другие методы хирургической коррекции ДЦП. Вмешательство зависит от степени тяжести и распространённости паралича, характера нарушений опорно-двигательной системы, возраста больного и его психического состояния. Оптимальным для хирургической операции считают возраст 8–16 лет.

Обсудите потенциальные преимущества и риски операции с хирургом вместе с ребёнком (если он в состоянии понять последствия процедуры).

Осложнения детского церебрального паралича

Нарушение работы головного мозга, вызывающее ДЦП, с возрастом не усугубляется, но по мере взросления у человека с этим заболеванием могут возникать физические и психологические трудности.

Так, у многих взрослых людей под влиянием ДЦП развиваются дополнительные заболевания (например, остеоартрит), которые вызывают боль, усталость и слабость. В основном эти заболевания связаны с патологией мышц и костей, присущих ДЦП, и создающих большую нагрузку на организм. Поэтому у людей с ДЦП на выполнение обычных дел может уходить гораздо больше сил, чем у тех, кто этим заболеванием не страдает.

Дополнительные сеансы физиотерапии и использование оборудования, помогающего передвигаться, например, инвалидного кресла для ДЦП или специальных ходунков, может помочь облегчить физические трудности, со временем развивающиеся под влиянием заболевания.

Благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития;

Врачей, которые занимаются диагностикой и лечением ДЦП, вы может легко найти с помощью сервиса НаПоправку. Определиться с выбором подходящего врача вам поможет раздел «Кто это лечит» на нашем сайте. Если есть сомнения, обратитесь к педиатру. Он проведёт первичную диагностику и направит вас на консультацию к врачу нужного профиля.

ДЦП (детский церебральный паралич) представляет собой совокупность неврологических отклонений, возникающих в результате поражений структур мозга в первые недели жизни ребенка или в утробе матери. Основной компонент клинической картины – двигательные нарушения. Помимо них могут быть речевые и умственные отклонения, нарушения в работе эмоционально-волевой области, могут наблюдаться эпилептические припадки.

ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, но чаще всего симптомы этого недуга сохраняются на протяжении всей жизни людей и делают их инвалидами. В процессе взросления многие люди полагают, что симптоматика заболевания прогрессирует, но это не так. Просто можно не замечать многих отклонений, пока ребенок еще совсем мал и не может, к примеру, сам кушать или передвигаться, еще не говорит первых слов и т.д.

При ДЦП прослеживаются различного рода нарушения моторики. Больше всего поражаются структура мышечной системы, страдает координация движения. Структуру, характер и запущенность мышечных нарушений можно определить, исходя из сосредоточения поражений головного мозга и объема их повреждений. Помимо этого наблюдаются зрительные, слуховые и речевые патологии. В последующем ребенок может столкнуться с нарушениями в ощущениях и познавании, недержанием мочи и дефекацией, затруднением дыхания и процессом поглощения пищи, формированием пролежней от постоянно нахождения в лежачем состоянии и прочее.

Несмотря на то, что современная медицина развивается все больше и становится эффективнее, статистика распространенности ДЦП не уменьшается и составляет около 1,6 на 1000 детей. Нужно заметить, что мальчики гораздо чаще страдают этим отклонением, нежели девочки.

ДЦП и причины их возникновения можно разделить на 6 групп:

  1. Физические патологии.
  2. Генетические.
  3. Механические.
  4. Ишемические.
  5. Интоксикационные.
  6. Инфекционные.

Физические причины возникновения детского церебрального паралича появляются вследствие различных воздействий: рентгеновского облучения, магнитного поля, радиационного поражения.

Генетическое происхождение ДЦП достоверно не установлено, но специалисты говорят о вероятности наследственных нарушений в хромосомах. Генетические причины – это различные хромосомные аномалии, провоцирующие развития паралича, установить вероятность такого исхода еще в утробе матери возможно с помощью генетического картирования.

Механические изменения в детском организме могут появиться в результате травмы, которая повлекла за собой нарушения в работе головного мозга. После появления ребенка на свет нужно провести оценку вероятности каких-либо двигательных недостатков. Как можно раньше нужно продиагностировать моторику ребенка, наличие дефектов церебральных тканей и оценить, как ребенок двигает конечностями, какое занимает положение, умеет ли самостоятельно перевернуться и т.д.

Ишемическая этиология церебрального паралича – это гипоксия плода, фетоплацентарная недостаточность, нехватка кислорода при токсикозе и заболевании внутренних органов.

Интоксикационные причины – это результат отравлений, последствия действия токсинов. Если при беременности женщины возникают какие-либо осложнения, это может привести к скапливанию токсических веществ, влияющих на плод и его развитие. Аналогичную ситуацию может спровоцировать медикаментозное лечение женского токсикоза.

Инфекционные причины у только что появившихся на свет детей могут возникать из-за наличия таких заболеваний, как менингит, менингоэнцефалит и энцефалит. Ткани головного мозга воспаляются, что чревато их атрофией. Инфекционные заболевания сопровождаются высокой температурой, увеличением количества лейкоцитов в плазме крови и наличием спинномозговой жидкости. Все эти факторы сказываются на последующей двигательной нестабильности ребенка.

Факторы риска

Существует перечень факторов, которые могут спровоцировать появление страшного недуга у еще не рожденного ребенка:

  • возраст матери ребенка. Существует риск у мамочек младше 18 и от 30 лет и старше, которые рожают впервые, имеют поздние токсикозы и не соблюдают здоровый образ жизни;
  • инфекционные заболевания. Самый большой процент риска имеет врожденная краснуха, которая может навредить плоду в 16 — 50 % случаев из 100. Врожденное поражение мозга могут получить и другие дети, чьи матери страдали врожденным токсоплазмозом, менингитом, цитомегалией. Опасны так же и вирусные заболевания, герпес, кишечная палочка и т.д.;
  • постоянный стресс во время беременности. При стрессе в организм выбрасывается целая порция гормонов, их переизбыток может развить спазм пуповины и сосудов матки;
  • угроза выкидыша: отслойка плаценты и внутриматочные кровотечения;
  • эндокринные заболевания матери. Это может быть гипертония, артериальная гипертензия, сахарный диабет. Все это может привести к угрозе выкидыша;
  • нерациональное питание, курение и злоупотребление алкоголем;
  • вред от лекарственных препаратов;
  • токсикозы на поздних сроках;
  • внутричерепная травма при родах, асфиксия;
  • несовместимость по антигенам эритроцитов.

Признаки ДЦП – симптомы недуга

Существует три стадии протекания заболевания:

  1. Ранняя (от 0 до 5 месяцев)
  2. Начальная стадия (с 5 месяцев до 3-х лет).
  3. Поздняя (от 3-х лет и старше).

В результате изучения стадий, выделяют ранние проявления ДЦП и их поздние симптомы. К ранним признакам недуга можно отнести:

  • детские рефлексы, например, хватательный, которые сохраняются после полугода;
  • задержка в развитие, например, ребенок не может ползать, ходить, переворачиваться, сидеть и т.д.;
  • использование только одной руки.

Ранняя симптоматика может быть абсолютно незаметной до определенного возраста, а может быть очень выраженной в зависимости от степени поражения ткани головного мозга. Если ребенок имеет нездоровый мышечный тонус, например, то это может проявляться, либо в чрезмерном расслаблении, либо в сопротивлении. Если тонус расслабленный, т.е. пониженный, конечности болтаются, ребенок не может удерживать позу. Если напряженный – повышенный, то конечности принимают вынужденное, не всегда удобное положение. Вследствие такой патологии тонуса мышц церебральный паралич имеет следующий характер:

  • внезапность движений;
  • медленность и червеобразность;
  • избыточная динамика;
  • бесцельность;
  • неуправляемые двигательные рефлексы.

Все остальные симптомы ДЦП соотносят с поздними. К ним можно отнести:

  • деформация скелета. Пораженная сторона в данном случае имеет укороченную конечность. В последствие при игнорировании проблемы, может развиваться нарушение осанки, сколиоз, искривление костей таза;
  • нарушение слуха. Ребенок не в силах распознать окружающие его звуки, что грозит поздним развитием речевых и прочих навыков;
  • расстройство речевого аппарата. Выражается в невозможности сформировать звуки путем координации губ, гортани и языка. Это возникает в результате повреждения тонуса мышц. При этом речь несвязная и затрудненная;
  • зрительные проблемы. Развивается миопия, дальнозоркость или косоглазие;
  • нарушение глотания. Нет взаимодействия мышц, отвечающих за процесс глотания, что создает большие сложности с процессом приема пищи и питья, слюноотделения;
  • нарушение анатомического строения челюсти – это патологические проблемы в строении зубного ряда, поражением зубов кариесом, слабостью эмали;
  • недержание мочи и дефекация. Когда работа мышц неконтролируемая, выполнение этих процессов становится проблемным;
  • судороги. Данный симптом можно наблюдать сразу после рождения ребенка или спустя некоторое время после развития ДЦП;
  • задержка в мыслительном развитии. Этот симптом проявляется лишь у части больных детей;
  • нарушение координации и мышечного тонуса. Движения и моторика ребенка разболтаны, неуклюжи, дискоординированы. Детский церебральный паралич проявляется такими нарушениями:
  • избыточное перенапряжение мышц;
  • непроизвольное сокращение мышечных тканей;
  • нет реакции на громкий звук;
  • косоглазие, миопатия;
  • не дотягивается рукой до объекта после 4 месяцев;
  • не сидит самостоятельно после 7 месяцев;
  • не может произносить слова после года;
  • пользуется лишь одной из двух верхних конечностей после 12 лет;
  • ходьба на пальчиках, а не на полной стопе;
  • затруднения в походке, тугоподвижность.

Формы

Формы ДЦП классифицируют по многим признакам, предложенным различными учеными и состоящим из различных факторов. В настоящее время применяется лишь одна классификация ДЦП, которую предложила Семенова К.А.

Рассмотрим все формы ДЦП отдельно:

  • ДЦП спастической диплегии – это наиболее распространенная форма. Эти виды ДЦП характеризуются искривленным позвоночником, нарушением в работе мышц ног, руки и лицо при этом почти не страдают, и деформированными суставами. Помимо физического развития, страдает и психическое. Может развиваться синдром псевдобульбарной дизартрии. Характеристика недуга: нарушается речь, слух, интеллект. Диагноз – спастическая форма ДЦП — очень тяжелый и может повлечь за собой не самые приятные последствия, но помочь в этом сможет социальная адаптация ребенка.
  • Двойная гемиплегия – еще одна разновидность форм детского церебрального паралича. Она является крайне тяжелой и сопровождается полным нарушением моторики, как в ногах, так и в руках. Ребенок не может полностью согнуть или разогнуть конечности, мышцы постоянно находятся в тонусе, наблюдается асимметрия движений. В больше чем половине случаев наблюдается умственная отсталость. Эти дети полностью прикованы к постели, они не могут находиться в положении стоя и сидя. Такие пациенты не обучаемы, чего не скажешь о следующей форме заболевания.
  • Гиперкинетическая форма ДЦП (имеет еще название – дискинетическая форма) – это изменение в тонусе мышц, вызывающие импульсивное автоматическое подергивания и движения, которые возрастают при эмоциональном перевозбуждении. Во сне активность мышц прекращается, во время бодрствования мышечный тонус постоянно изменяется. Сидеть такие пациенты начинают поздно, но так и не ходят до конца жизни. Им свойственна неразборчивая речь, слуховые нарушения, но при этом сохраняется интеллект. Если к этим симптомам добавляется спастическая симптоматика, то недуг диагностируется, как ДЦП спастико гиперкинетической формы.
  • Атактической формой ДЦП называется доминирование двигательных нарушений и дисбаланс равновесия. На ранних годах жизни можно заметить лишь мышечную гипотонию. Атаксия становится отчетливей по мере формирования функций, двигательной активности верхних конечностей.

Существуют также смешанные формы, т.к. не всегда есть возможность диагностировать одну из них из-за диффузного характера заболевания. При такой форме наблюдается смешивание симптоматики нескольких видов ДЦП.

В период новорожденности порой трудно провести диагностику и определить детский церебральный паралич, форма которого не ясна. Поэтому в этой классификации есть уточняющие данные с учетом возрастных рамок человека. Для более раннего возраста характерны спастические формы паралича, для старшего – спастические, атактическая, гиперкинетическая, смешанные.

Диагностика и лечение

Диагностика ДЦП охватывает такие этапы анализа:

  • УЗИ головного мозга;
  • КТ и МРТ;
  • Электроэнцефалограмма.

Основная цель лечения ДЦП – ликвидация сбоев в работе двигательной системы, речевых барьеров, исправление психического развития. Лечение подбирается индивидуально, учитывая все особенности каждого отдельного организма, ведь универсального лечения на сегодня не существует. Методы, которые сопутствуют позитивным результатам:

  • лечебная физкультура;
  • медикаменты, нормализующие мышечный тонус;
  • массаж.

Эффективными так же являются следующие методики:

  • метод Войта;
  • пневмокостюм Атлант;
  • нагрузочные костюмы;
  • занятия с логопедом;
  • ходунки, велосипед и другие тренажеры.

Если методы не дают изменений проводят хирургическую операцию, выполняют пластику мышечной структуры и сухожилий, придают тканям правильную форму. Таким способом удаляются контрактуры и поврежденные участки, стимулируют спинной мозг.

Анализируя детский церебральный паралич, причины возникновения которого могут быть различными, можно отметить, очень эффективный нетрадиционный метод — анималотерапия – лечение с помощью положительных эмоций от общения с животными (лошадьми и дельфинами).

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ.

Термин ДЦП объединяет целый ряд синдромов, которые возникают в связи с поражением мозга.

ДЦП возникает вследствие органического поражения, недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе (внутриутробный период развития, момент родов или ранний постнатальный период). При этом особенно страдают «молодые» в филогенетическом плане отделы мозга и кора больших полушарий. ДЦП может проявляться как целый комплекс двигательных, психических и речевых нарушений, сочетаться с расстройствами зрения, слуха, различных видов чувствительности. Основной клинический синдром детских церебральных параличей это двигательные нарушения.

Степень тяжести двигательных нарушений может варьироваться от минимальных до очень грубых, тяжелых.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано ЛИТТЛЕМ В. в 1853 году. В течении почти 100 лет ДЦП называли болезнью ЛИТТЛЯ. Термин «Детский церебральный паралич» предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году. С 1958 года этот термин официально принят ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

ВОЗ утвердила следующее определение: «Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга»

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

Этиология и патогенез ДЦП.

Причины ДЦП разнообразны. Принято выделять:

пренатальные (до рождения ребенка, во время беременности матери)

натальные (во время родов)

постнатальные (после рождения ребенка).

Чаще всего причины пренатальные от 37% до 60% случаев.

Натальные от 27% до 40% случаев.

Постнатальные – от 3 до 25%.

Пренатальные факторы.

Состояние здоровья матери (соматические, эндокринные, инфекционные заболевания матери), например, болезни сердечно сосудистой системы у матери вызывают в 45% случаев кислородную недостаточность плода.

вредные привычки матери;

прием беременной женщиной различных лекарственных препаратов.

отклонения и осложнения течения беременности;

Фактором риска являются малый вес плода, досрочные роды, неправильное положение плода. Установлено, что высокий процент детей с ДЦП имели низкий вес при рождении. Важным является генетический фактор, т.е. наследование врожденной патологии развития.

Натальные факторы.

Асфиксия в родах, родовая травма. Асфиксия в родах приводит к расширению сосудов головного мозга плода, возникновению кровоизлияний. Родовая травма связана с механическим повреждением или сдавлением головы ребенка в родах.

Постнатальные факторы.

Возникают на ранних этапах жизни ребенка, еще до того как двигательная система сформирована.

Травмы черепа, нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), интоксикации лекарственными веществами (некоторыми антибиотиками и др.). Травмы вследствие удушения или утопления. Опухоли мозга, гидроцефалия.

В некоторых случаях этиология остается невыясненной, неизвестной.

Патогенез ДЦП.

ДЦП является следствием изменений в клетках головного мозга или с нарушениями развития мозга. Патологические изменения мозга у детей с ДЦП могут быть установлены с помощью компьютерной томографии.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЦП.

В настоящее время имеется более 20 различных классификаций ДЦП. В отечественной практике чаще всего используется классификация СЕМЕНОВОЙ К.А.

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП:

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ;

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ;

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

На практике выделяют смешанные формы ДЦП.

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ.

Самая тяжелая форма ДЦП. Возникает в результате значительного поражения мозга на этапе внутриутробного развития. Имеется псевдобульбарный синдром.

Термин гемипарез или гемиплегия означает, что страдает одна половина тела (лицо, рука, нога на одной стороне).

Клинические проявления: Ригидность мышц (Ригидность – негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц).

Сохраняющиеся на протяжении многих лет тонические рефлексы. Произвольная моторика отсутствует или слабо развита. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Грубые нарушения речи, тяжелая дизартрия вплоть до анартрии. У большинства детей выраженная умственная отсталость, что тормозит развитие ребенка и усугубляет состояние.

Отсутствие тормозящего влияния высших отделов нервной системы на рефлекторные механизмы ствола мозга или спинного мозга способствуют высвобождению примитивных рефлексов, в результате изменяется мышечный тонус, и появляются патологические позы. Происходит задержка или невозможность поэтапного развития цепных установочных рефлексов, которые в норме способствую тому, что ребенок постепенно обучается поднимать и удерживать голову, сидеть, стоять, затем ходить.

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ.

Известна под названием болезни или синдрома ЛИТТЛЯ. Самая распространенная форма ДЦП. Спастическая диплегия характеризуется тетрапарезом, когда поражены руки и ноги обеих сторон тела. Ноги поражены сильнее, чем руки. Основной клинический симптом - повышение мышечного тонуса, спастичность. Наблюдается перекрещивание ног при опоре. Конечности могут застывать в неправильной позе. У 70 – 80% детей выраженные речевые нарушения в виде спастико – паретической (псевдобульбарной) дизартрии, иногда моторной алалии, задержки речевого развития. Ранняя логопедическая работа значительно улучшает состояние речи. Нарушения психики проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться при коррекционном воздействии. Дети могут учиться в специальных школах – интернатах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата или в общеобразовательных школах. Часть детей имеет умственную отсталость, в этом случае они обучаются по программе школы VIII вида. Данная форма ДЦП является прогностически более благоприятной формой по сравнению с двойной гемиплегией. 20 – 25% детей начинают сидеть, ходить, но со значительным запаздыванием (к 2 – 3 годам). Остальные обучаются передвигаться используя костыли или на коляске. Ребенок может научиться писать, выполнять некоторые функции самообслуживания.

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Эта форма характеризуется повреждением конечности (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез, связанный с поражением левого полушария, наблюдается чаще, чем левосторонний. Дети овладевают двигательными навыками позже, чем здоровые. Уже в первый год жизни выявляется ограничение движений в пораженных конечностях, сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим опозданием, но поза асимметрична, с перекосом в одну сторону. Ходить ребенок обучается подавая здоровую руку. Со временем формируется стойкая патологическая поза. Приведение плеча, сгибание руки и кисти, сколиоз позвоночника. Ребенок выносит вперед здоровую часть тела. Пораженные конечности замедлены в росте, происходит укорочение пораженных конечностей.

Отмечаются нарушения речи в виде моторной алалии, дисграфии, дислексии, нарушения счета. У детей наблюдается спастико – паретическая (псевдобульбарная) дизартрия.

Нарушения интеллекта варьируется от легкой задержки психического развития до умственной отсталости.

Прогноз двигательного развития благоприятный, дети ходят самостоятельно, овладевают навыками самообслуживания.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной данной формы ДЦП может быть несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или кровоизлияния в область хвостатого тела в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Первые гиперкинезы появляются в 4 – 6 месяцев чаще в мышцах языка, затем к 10 – 18 месяцам в других частях тела. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, гипотония и дистония. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, при попытке движения. В покое гиперкинезы уменьшаются и исчезают во время сна.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети долго не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Самостоятельно передвигаться начинают только к 4 – 7 годам. Походка толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять тяжелее, чем идти. Затруднена автоматизация двигательных навыков, письма. Речевые нарушения в форме гиперкинетической дизартрии (экстрапирамидная, подкорковая). Психические и интеллектуальные нарушения проявляются в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Большинство детей обучается самостоятельно ходить, но произвольные движения, особенно мелкая моторика в значительной степени нарушены. Дети обучаются либо в специальной школе для детей с НОДА или в массовой школе. Могут в последствии обучаться в техникуме или вузе. Незначительная часть детей обучается по программе вспомогательной школы.

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме ДЦП имеется поражение мозжечка, иногда сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Наблюдается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (чрезмерность движений).

На первом году жизни выявляются гипотония, задержка психомоторного развития, т.е. не развиваются функции сидения, стояния, ходьбы. Ребенок затрудняется в хватании и игре с предметами, игрушками. Сидеть ребенок обучается к 1 – 2 годам стоять и ходить к 6 – 8 годам. Ребенок стоит и ходит широко расставляя ноги, походка неустойчивая, руки разведены в стороны, совершает много избыточных, качательных движений. Тремор рук и расстройство координации тонких движений затрудняют овладение навыками письма, рисования, самообслуживания. Речевые нарушения в виде задержки речевого развития, мозжечковая дизартрия, алалия. Могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести в 55% случаев. Обучение затруднено.

СМЕШАННАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме имеются сочетания различных клинических проявлений, свойственных выше перечисленным формам: СПАСТИКО – ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ, ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИ - МОЗЖЕЧКОВАЯ и т.д.

По степени тяжести двигательных нарушений выделят три степени тяжести ДЦП.

Легкая - физический дефект позволяет передвигаться, иметь навыки самообслуживания.

Средняя – дети нуждаются в помощи окружающих.

Тяжелая – дети целиком зависят от окружающих.