Что такое синдром саванта. Одна из самых загадочных болезней гениев – синдром Саванта. Жизнь замечательных людей

Феномен савантизма всегда был в центре внимания ученых, но до сих пор вопросы, связанные с природой возникновения и механизмами этого редкого явления, остаются открытыми. Тем не менее, исследования в этой области могли бы не только помочь разработать новые эффективные методы реабилитации и интеграции детей с нарушениями психологического развития, но и обнаружить и развить скрытые способности у каждого человека.

Синдромом саванта (от фр. savant - «ученый») называют состояние, при котором люди, имеющие нарушения развития, обладают выдающимися способностями в одной или нескольких областях знаний на фоне общей умственной неполноценности.

История вопроса

Впервые термин «синдром саванта» был употреблен Д.Л. Дауном в 1887 г., ученый описал 10 пациентов-савантов, которые встречались ему за 30 лет работы в психиатрической больнице Ерлсвуда (Лондон, Великобритания). Он отверг некорректный и устаревший французский термин «idiot savant» - «ученый идиот», который предложил Э. Сеген, впервые описав савантов с научной точки зрения в 1866 г. в работе «Идиотия и ее лечение психологическими методами». С ХIX в. в научной и популярной литературе начинают встречаться упоминания о савантах.

Пожалуй, самым известным и уже ставшим исторической личностью был Том Уиггинс («Слепой Том») , описанный Сегеном, - чернокожий раб, живший в семье американского полковника Бетьюна с 1849 по 1908 гг. Том был слеп и его словарь состоял не более чем из 100 слов, а до 5 лет он не говорил вообще, но уже в 13 лет виртуозно исполнял тысячи музыкальных произведений, стоило ему лишь один раз их прослушать, и создавал свои собственные пьесы.

Его считали восьмым чудом света - Тома никогда не учили игре на фортепиано, но в детстве он часто слушал, как дочери полковника упражняются в игре на пианино, и в 4 года у него обнаружились феноменальные способности к музицированию, а в 6 он уже стал сочинять свои собственные произведения, к 8 заработал 100 тыс. долларов, к 11 давал концерты в Белом доме перед американским президентом.

Он не только безошибочно имитировал когда-либо слышанные произведения, но мог играть, повернувшись к роялю спиной или одновременно исполнять несколько музыкальных произведений на разных роялях, напевая третий мотив. Хотя Сеген считал, что Том умственно отсталый, современные исследователи высказывают мнения, что его поведение было характерным скорее для аутизма.

Американский психиатр, Д. Трефферт, занимающийся исследованиями этого явления, предложил, специфический термин для определения способностей савантов - так называемый остров гениальности, контрастирующий с общей несостоятельностью таких людей и являющийся вторичным образованием по отношению к нарушениям центральной нервной системы. Всего в научной литературе описано около 100 случаев савантизма, половина людей-савантов - наши современники.

У 50% известных савантов диагностирован аутизм, остальные же имеют другие нарушения психического развития, при этом савантизм не всегда врожденный - он может быть приобретен вследствие черепно-мозговых травм, энцефалита, эписиндрома и даже деменции. В той или иной форме феномен встречается у одного из 10 аутистов и у одного из 2 тыс. людей с другими нарушениями.

Гендерное соотношение частоты случаев также неравномерно - на одну женщину с синдромом саванта приходится от 4 до 6 савантов мужского пола. Коэффициент интеллекта таких людей редко выходит за пределы 40-70 баллов, однако в отдельных случаях интеллект остается сохранным (например, при высоко функциональном аутизме).

В тех случаях, когда синдром саванта вторичен по отношению к различным формам психического дизонтогенеза, гениальные способности проявляются еще в раннем детстве, минуя предварительные фазы развития. Например, большинство савантов-художников никогда не учились живописи, но они идеально владеют методами изображения предметов, в то время как их сверстники пребывают на стадии изображения каракуль и точек.

При этом сферы, в которых саванты демонстрируют свои умения, ограничены небольшой когнитивной областью: все они имеют феноменальную память, но обычно уже на ее фоне, до уровня гениальности, развиваются либо музыкальные, либо художественные способности, либо умения к сложным арифметическим подсчетам и вычислениям, реже - механические или способности к ориентации в пространстве, еще реже - лингвистические. Таланты савантов действительно непостижимы - они способны читать книги за считанные минуты, за секунду выдать результат умножения многозначных цифр, идеально исполнить симфонию Моцарта, услышав ее лишь однажды.

Память савантов прежде всего отличается возможностью запоминать детали и частности, она конкретно-ситуативна, что порождает нарушения способности к селекции информации - наряду с главными признаками явлений они выделяют и второстепенные, что не позволяет им осознать суть явления в целом и обобщить жизненный опыт.

Характерно, что память савантов, несмотря на безграничную глубину, лишена осмысляющего компонента - они могут запоминать огромные массивы информации, совершенно не понимания ее смысла, - этот симптом Даун назвал «вербальной адгезией» или словесным склеиванием. В пример он приводил одного из своих пациентов - мальчика, который прочитал и запомнил шеститомный труд «Закат и падение Римской империи», но при воспроизведении все время терял одну единственную строчку, даже не смотря на исправления врача.

Жизнь замечательных людей

Ким Пик - самый известный савант современности. Именно его жизнь вдохновила сценариста фильма «Человек дождя» на создание экранного образа аутиста, обладающего незаурядной способностью к счету. Впрочем, сам Ким имеет мало общего с экранным героем, блестяще сыгранным Дастином Хоффманом, прежде всего потому, что не страдает аутизмом. При рождении у Кима Пика обнаружили многочисленные аномалии развития головного мозга: черепно-мозговую грыжу, гидроцефалию, деформацию мозжечка, отсутствие мозолистого тела.

Диагноз, поставленный ему впоследствии, - «неспецифическое расстройство, обусловленное аномалиями развития»; исследователи пришли к выводу, что данная аномалия может быть связана с мутацией Х- хромосомы.

Феноменальные способности Кима относятся к трем областям: мнемонистике, счету и музыке. Его память действительно выдающаяся - он прочел и знал наизусть около 10 тыс. книг, мог с точностью воссоздать карту любого американского населенного пункта, помнил все почтовые индексы и телефонные коды США, прочитывал страницу за 10 секунд, досконально знал историю музыки, включая биографии музыкантов, и без труда мог сказать, на какой день недели выпадет празднование Нового года через пару сотен, а то и тысяч, лет.

Способности Ким демонстрировал с раннего возраста - научился читать в 1,5 года, а в 7 лет уже знал наизусть Библию. И вместе с тем дефициты психического развития не позволяют сомневаться, что полноценного функционирования в обществе он был лишен.

Ким научился ходить в 4-летнем возрасте, до конца жизни обладал шаткой походкой и низким мышечным тонусом (последствия патологии мозжечка), не мог обслуживать себя в быту. В общеобразовательную школу путь для него был закрыт, и за обучение Кима взялся его отец, который опекал и всячески поддерживал развитие способностей сына. Определить истинный уровень интеллекта Кима оказалось непосильным заданием для специалистов, так как при тестировании он каждый раз показывал разные результаты с широким разбросом - от почти нормального интеллекта до глубокого слабоумия (в среднем IQ был равен 87 баллам).

И все-таки способность Кима к абстрагированию была существенно сниженной - к примеру, переносный смысл пословиц остался за гранью его понимания, а мыслил он конкретными образами, что типично для людей с умственной отсталостью. Однажды, во время семейного обеда в ресторане, отец попросил Кима понизить голос, на что он в буквальном смысле сполз под стол, чтобы его голос звучал снизу.

Пристрастия Кима к чтению ограничивались определенными темами (таких всего насчитывалось полтора десятка - например, история, спорт, религия, кино и др.), а техника была весьма необычной - правую страницу он читал правым глазом, а левую левым, при этом сама книга могла быть расположена даже вверх ногами. В отличие от большинства савантов-эйдетиков, также схватывающих информацию за считанные секунды, Киму было доступно понимание смысла прочитанного во многих случаях.

Удивительно, что человек, казалось бы, лишенный способности к обучению, смог развивать свои таланты - к концу жизни теоретический интерес Кима Пика к музыке обрел практическое применение - он научился отлично играть на фортепиано, несмотря на проблемы с координацией движений, в том числе и партии других инструментов.

Неврологи предполагают, что секрет гениальности Кима связан с отсутствием мозолистого тела, соединяющего полушария мозга. Возможно, мозг Кима выработал резервные каналы связи между полушариями. Эта аномалия довольно редкая, однако большинство людей, у которых она врожденная, не обладают сверхспособностями, но и не имеют умственного дефекта, а вот при перерезании мозолистого тела в зрелом возрасте у людей возникает «синдром расщепленного мозга».

Джордж и Чарльз Финн , братья-близнецы, содержались в специальных учреждениях с 7-летнего возраста с различными диагнозами - от психотического расстройства до аутизма и тяжелой умственной отсталости - сопровождающимися стигмами дизонтогенеза: волчьей пастью, непропорциональным черепом, врожденной близорукостью, тиками. Братья как две капли воды походили друг на друга не только внешне, но и жестами, привычками, голосами, поведенческими проявлениями.

В 60-х гг. они прослыли «календарными калькуляторами» и успели поучаствовать в многочисленных шоу, демонстрируя свой талант. Близнецы обладали неограниченной числовой памятью и могли моментально назвать, на какой день недели придется любая дата в пределах 40 тыс. лет. При этом коэффициент интеллекта их был равен 60 баллам, и элементарные арифметические операции были им недоступны.

Считается, что их способность к вычислениям связана не с памятью, а с подсознательно выработанным алгоритмом календарных вычислений, основным механизмом которого было не оперирование с числами, а непосредственное их представление, визуализация (сами братья объясняли свои способности к вычислениям одной фразой: «Мы это видим»).

Тем не менее, они с бесстрастностью документалистов монотонными голосами, похожими на безжизненные звуки, издаваемые компьютерной программой, могли со всеми подробностями поведать о любом событии, происходившем с ними когда-либо, однако не имели общего представления ни о ходе истории, ни о прожитой ими жизни. Кстати, знаменитый эпизод из фильма «Человек дождя», в котором главный герой моментально подсчитывает рассыпавшиеся зубочистки, взят из жизни Джорджа и Чарльза, и описывается Оливером Саксом, исследовавшим их способности.

Братья любили играть в загадочную игру, называя друг другу попеременно простые числа (при том, что прямого способа вычисления простых чисел в природе не существует), смысл которой так и остался неразгаданным. В 37-летнем возрасте близнецов разлучили, посчитав, что их симбиотическая связь мешает приобретать новые навыки. Джордж и Чарльз действительно сумели обрести некоторую независимость и освоить выполнение простых работ, но, лишившись общения друг с другом и числами, они лишились и своих способностей.

Подобное приключилось и с Надией , аутичной девочкой, которая с 3-летнего возраста начала создавать графические рисунки лошадей с мастерством одаренного художника. Обычно в процессе развития способности ребенка к рисованию претерпевают изменения - все нормальные дети в своих рисунках проходят через стадию изображения каракулей, Надия же миновала этот этап - уже ее первые рисунки были созданы точными и уверенными линиями, по законам перспективы, с передачей игры светотени и индивидуальными чертами, которыми она наделяла всех персонажей своего творчества. В 7 лет девочку отдали в школу, где она начала проходить интенсивную речевую терапию. Надия действительно стала более социализированной, но ее способности к рисованию пропали.

Ригидная фиксированность на одной теме характерна для аутичных детей, в том числе и для аутистов-савантов. Так, если Надия была одержима изображением лошадей, то художница-аутистка Джессика Парк рисовала только звездное небо и природные аномалии, а скульптор Алонзо Клемонс создает только скульптуры животных - ему достаточно 20 минут просмотра передачи «В мире животных», чтобы с поразительной точностью и элегантностью создать слепки увиденных зверей.

Шотландский художник-аутист Ричард Вуоро специализировался на пейзажах, выполненных пастелью, которые он создавал по памяти, вспоминая когда-либо виденные уголки природы, морское побережье, дома и животных.

Он не разговаривал до 11 лет, но, едва начав ходить, проявил большой интерес к рисованию. Удивительно то, что после операции по удалению катаракты Ричард ослеп, но это никак не отразилось на качестве его работ. Картины Вуоро коллекционировали Иоанн Павел ІІ и Маргарет Тэтчер.

Замечательный художник из Великобритании Стивен Уилтшир , страдающий аутизмом, создает прекрасные зарисовки архитектурных сооружений, уличных сюжетов и панорам городов, в которых побывал. Стивен способен нарисовать точную панораму города после короткого полета на вертолете - он создал большие полотна с изображением Лондона, Нью-Йорка, Токио, Рима и других городов.

Хотя ему сейчас 37, его способности к рисованию остались на том же уровне развития, что и в детстве (стоит ли говорить, что уже в 10-летнем возрасте Стивен владел этим мастерством практически на профессиональном уровне). В три года Стивену был выставлен диагноз раннего детского аутизма, он медленно физически развивался, сторонился других детей, почти не разговаривал до 6 лет, был склонен к стереотипному поведению, а его IQ равен всего 52 баллам.

Впервые Стивен начал рисовать в 7 - тогда это были в основном машины (он и сейчас сохранил свое увлечение автомобилями, знает почти все марки и очень радуется, когда увидит на улице незнакомое авто), реже - животные и люди, но вскоре он переключился на архитектурную тематику. Обладая уникальной визуальной памятью, ему достаточно один раз взглянуть на здание, чтобы нарисовать его точную копию.

Рисунки Стивена лишены символичности - в отличие от других детей, которые фантазируют в своих рисунках, он всегда рисовал то, что видел. Вместе с тем, художник не лишен способности к импровизации - иногда он может дорисовать в здании какие-то детали от себя, потому что «так красивее» или «удобнее». Кроме того, он обладает отличной моторной памятью и может повторить любое подмеченное движение, а также абсолютным слухом - услышав один раз песню, может повторить ее без ошибок.

С детства Стивена не беспокоила сохранность его работ, и он запросто мог выкинуть только что нарисованный прекрасный вид одной из лондонских улиц. К похвалам он также абсолютно равнодушен, и лишь стараниями врачей и педагогов, которые всячески поддерживали талант юного художника, издатели смогли выпустить несколько альбомов его творчества.

Многие саванты наделены музыкальным даром. Например, американский музыкант Лесли Лемке был рожден раньше срока. После того, как врачи диагностировали органическое поражение головного мозга, церебральный паралич, ретинопатию и глаукому, что привело к удалению глазных яблок, мать отказалась от ребенка. Лесли был усыновлен медсестрой, работавшей в больнице, где он появился на свет. Будущий музыкант научился самостоятельно передвигаться только в подростковом возрасте, тогда же обнаружились и его способности. Услышав однажды, как по телевизору передавали концерт Чайковского № 1, он неожиданно для всех следующей ночью сыграл его на пианино с мастерством выпускника консерватории.

История англичанина Дерека Паравичини во многом схожа с историей Лесли Лемке. Он родился на сроке 25 недель, весил около 500 г и ослеп после кислородной терапии. Нарушения психического развития его столь серьезны, что он не в состоянии удовлетворить самостоятельно элементарные бытовые потребности, в 32 года его интеллект сравним с интеллектом 4-летнего ребенка.

Способности Дерека обнаружились в 2-летнем возрасте, а в 4 года он уже давал полноценные концерты наравне со взрослыми коллегами. Имея абсолютный слух и феноменальную музыкальную память, он может сыграть музыкальное произведение, услышав его лишь раз, а за мастерскую способность к импровизации критики считают его одним из выдающихся джазовых музыкантов современности.

Не многие знают, что сын нобелевского лауреата, японского писателя Оэ Кэндзабуро - тоже савант. Хикари Оэ родился с патологией развития головного мозга, подвергся серии операций по удалению черепно-мозговой грыжи, но ни умственная отсталость, ни эпилептические приступы, ни слабое зрение не помешали ему стать композитором. Хикари научился говорить лишь в 7-летнем возрасте (словарный запас его невелик и сейчас), в 11 начал заниматься музыкой и уже к 13 годам создал свое первое произведение. Рождение ребенка с особенными потребностями сильно повлияло и на творчество самого Оэ Кэндзабуро - образ сына неоднократно всплывает в его романах и всегда наполнен привязанностью и любовью.

К талантам, проявляемым детьми с нарушениями развития, следует относиться очень бережно. Так, активные попытки социализации и обучения таких детей часто приводили к потере необычных способностей (как это было в случае Надии или близнецов Финнов), но вместе с тем они становились более адаптированными в обществе.

Опыт же Кима Пика, Стивена Уилтшира и многих других савантов показывает, что при правильном отношении к таким детям, которое заключается в поддержке их одаренности, в течение жизни могут улучшиться не только творческие навыки, но и способности к общению, и даже развиться новые таланты. Дети-саванты, чувствующие поддержку родных и находящие признание своих талантов в обществе, мало похожи на обитателей специальных учреждений для инвалидов с печатью стигматизации на лице.

Нейробиология синдрома саванта

В современной нейронауке существует точка зрения, что возникновение способностей савантов связано с вмешательством экзо-эндогенных патологических процессов в морфологию полушарий, а именно в межполушарную асимметрию. Как известно, с функционированием левого, ведущего, полушария связано абстрактно-логическое, вербальное, дискретное мышление, в то время как правое отвечает за пространственно-образное, невербальное, симультанное мышление, имеющее решающее значение для творчества. По результатам исследований, у большинства савантов левое полушарие в большей либо меньшей степени повреждено.

Учитывая связь «правополушарного мышления» с эйдетизмом, музыкальными и художественными способностями, можно предположить, что правое полушарие компенсирует потери, которые понесла личность вследствие повреждения левого. Так, в ходе проведенных в 1975 г. пневмоэнцефалографических исследований были обнаружены повреждения левого полушария у 15 из 17 аутистов, 4 из которых обладали способностями савантов. Позднее данные о нарушениях функционирования левого полушария у аутистов по сравнению с более задействованным правым подтвердил Б. Римланд из Института исследования аутизма в Сан-Диего (США), проанализировав данные 34 тыс. людей с этим расстройством.

Поражением левого полушария гарвардские ученые Н. Гешвинд и А.М. Галабурда объясняют, почему у мужчин чаще, чем у женщин, возникает не только синдром саванта, но также нарушения речи, гиперактивность и аутизм. Известно, что левое полушарие мозга развивается несколько медленнее правого и дольше остается уязвимым для нежелательных пренатальных влияний, а у эмбриона мужского пола более высокий уровень тестостерона может оказывать токсическое воздействие на развивающуюся нервную ткань. Таким образом, агрессивный тестостерон тормозит развитие левого полушария и провоцирует большую выраженность межполушарной асимметрии у мужчин.

В связи с адаптационной теорией савантизма, особый интерес представляют клинические случаи возникновения сверхспособностей у людей, не имеющих нарушений развития, мозг которых подвергся воздействию различных постнатальных патологических факторов. Например, известны случаи развития художественных способностей у людей с различными формами лобно-височной деменции при которых в нейродегенеративный процесс оказывалось вовлеченным левое полушарие.

Интересно, что у таких пациентов ослабоумливающий процесс приостанавливался, и когнитивные нарушения развивались с меньшей скоростью. Психолог Т.Л. Бринк из калифорнийского колледжа Крафтон Хилс (США) в 1980 г. описал клинический случай 9-летнего мальчика, у которого после пулевого ранения в область левого полушария возникли правосторонний паралич, мутизм и глухота, но развились выдающиеся способности в механике.

Если развитие умственных способностей большинства детей зависит от действия множества факторов, в том числе и социальных, то таланты детей-савантов имеют биологический характер, их интеллект в той или иной степени изолирован и кристаллизован, что представляет значительный интерес для ученых, стремящихся найти биологические паттерны одаренности.

Тот факт, что способности савантов могут быть обусловлены не только генетическими аномалиями, ставит перед учеными серьезный вопрос о возможности раскрытия мощного творческого потенциала в каждом из нас.

Австралийские нейрофизиологи Б. Миллер и А. Снайдер при сканировании электромагнитной активности мозга нескольких савантов обнаружили, что у них была повышена электромагнитная активность левой височной доли. Здоровые люди при стимуляции левой височной доли обнаруживали кратковременное улучшение способностей к рисованию и математическим вычислениям, их креативность возрастала на 40%.

Разработка специальных методов, нейропсихологических упражнений, направленных на стимуляцию работы «зоны гениальности» и большее задействование в мыслительных процессах правого полушария - актуальная тема для научных исследований, ведь вполне вероятно, что в каждом из нас дремлет скрытый талант.

Ольга Устименко

Люди с синдромом Саванта характеризуются несомненной умственной неполноценностью, сочетающейся с уникальными способностями. Способности этих людей с легкой руки американского психиатра Д.Трефферта называют «остров гениальности» в море их полной несостоятельности в повседневной жизни.

Термин «синдром саванта» ввел в обращение Дж.Л.Даун в конце XIX века. Он называл савантов умственно отсталыми, но отмечал их способность к обучению и познанию мира. Раскрыть таланты савантов не трудно, достаточно отыскать к ним правильный психологический подход.

Код по МКБ-10

F84 Общие расстройства психологического характера

Эпидемиология

По ООН на сегодняшний день в мире насчитывается примерно 67 миллионов человек с аутистическими расстройствами. Среди них только 50 человек с синдромом саванта, любой из них безусловно уникален и наделен необыкновенными талантами в разных областях науки и искусства.

Доктор Д.Трефферт считает, что безумных гениев с незаурядными способностями в мире не более 25 человек, а в XX веке родилось не более сотни.

Причины синдрома саванта

Эта патология в большинстве случаев обусловлена генетической предрасположенностью. Современной науке известны около сотни людей с синдромом саванта, половина из них страдает аутизмом, остальные – другими нарушениями психики.

Известны случаи, когда это состояние было следствием травм головы или дегенеративных заболеваний головного мозга. Медики считают, что савантизм может быть результатом перинатальной патологии.

Причины возникновения этого феномена пока еще находятся в области предположений. Саванты мужского пола впятеро превышают число женщин с этой патологией. Американские нейрофизиологи объясняют количественное превосходство мужчин наличием в мужской Х-хромосоме нескольких десятков генов, способствующих рождению ребенка с этим синдромом.

Есть мнение, что наличие сверхвысокого уровня мужского гормона тестостерона, способствует ускоренному росту мозга у младенцев с синдромом саванта, одновременно угнетая выработку гормона окситоцина, отвечающего за успешную адаптацию в социуме.

Существует предположение о существовании вируса, заставляющего мутировать нейроны головного мозга.

Компьютерная и магниторезонансная томография мозга людей с данным феноменом свидетельствует о том, что у них правое полушарие мозга восполняет дефициты левого полушария. Эту идею подтверждает то, что у савантов уникально развит один какой-либо навык – феноменальная память или абсолютный слух.

Совершенно ясно, что мозг у этих людей имеет необычное строение: например, у знаменитого Кима Пика (прототип героя Дастина Хоффмана в кинофильме «Человек дождя») головной мозг не разделен на полушария.

Приобретенная патология может быть вызвана травмами головы, эпилепсией, деменцией.

Факторы риска

Поскольку главной причиной савантизма названа генетическая предрасположенность, то основным фактором риска являются наследственные психические расстройства. В частности, наличие аутизма или синдрома Аспергера у родных братьев и сестер, наличие в семейном анамнезе других психических заболеваний.

Другими значимыми факторами риска названы:

  • зрелый возраст родителей (мать – старше 40 лет, отец – старше 49 лет);
  • вес новорожденного меньше 2500 г;
  • недоношенность (возраст гестации
  • послеродовая реанимация новорожденного;
  • врожденные пороки развития;
  • мужской пол новорожденного;
  • неблагоприятное экологическое окружение, действие которого приводит к генным мутациям, дефициту витамина D.

Патогенез

В современной классификации болезней синдром саванта не рассматривается как самостоятельная нозологическая единица. Чаще всего он сопутствует расстройствам аутистического спектра.

Современная нейронаука точно еще не способна ответить на вопрос о развитии этой редкой патологии.

Существует мнение, что уникальные способности савантов появляются в результате вмешательства внешних и внутренних патологических процессов в морфологическую асимметрию полушарий мозга. У большинства взрослых людей (т.н. нормальных) левое полушарие больше правого. Оно отвечает за вербальную информацию и аналитическое мышление человека. Правое же полушарие за творчество, искусство, пространственное и образное мышление. По итогам обследований, у индивидуумов с этим синдромом левое полушарие мозга в какой-то мере повреждено. Учитывая, что правое полушарие несет ответственность за творческие способности, ученые допускают, что оно возмещает человеку потери от дисфункции левого.

Дисфункцией левого полушария ученые мотивируют более частые случаи савантизма у мужчин, чем у женщин. Левое полушарие мозга созревает позже, чем правое, соответственно остается более чувствительным к нежелательным перинатальным влияниям. А эмбрионы и новорожденные мужского пола имеют более высокий показатель тестостерона, сдерживающего формирование левого полушария и способствующего более выраженной асимметрии между полушариями у мужчин.

Особое внимание ученых привлекают клинические случаи появление гениальности у людей, которые приобрели их в результате воздействия на мозг разных патологических факторов. К примеру, появление способности к изобразительному искусству у людей с поражением лобных долей и передних отделов височных долей головного мозга, когда процесс гибели нервных клеток головного мозга затрагивал левое полушарие. У них замедлялся процесс развития слабоумия.

Известен также клинический случай, когда мальчик девяти лет в результате огнестрельного ранения в зону левого полушария оглох, перестал разговаривать, у него парализовало правую часть туловища, но это компенсировалось выдающимися способностями в механике.

Доктор Д.Трефферт, изучающий это явление более 30 лет, дает допустимое истолкование необычной гениальности савантов: поскольку левое полушарие головного мозга не работает надлежащим образом, правое – формирует новые навыки, пользуясь нервными клетками, предназначенными для иных функций, раскрывает спрятанные до сих пор умения.

Симптомы синдрома саванта

Для савантов затруднительны самые элементарные бытовые действия: поесть, одеться, сходить в магазин и выбрать покупку, коммуницировать с незнакомыми людьми. При этом в отдельных плоскостях знаний они гениальны. Обладающие феноменальной памятью могут без ошибок пересказать большие объемы один раз услышанного текста или нарисовать план впервые увиденной местности, моментально производят в уме сложные математические вычисления и исполняют музыкальные произведения, услышанные однажды.

У савантов прослеживается недостаточность функций левого полушария головного мозга, которая восполняется за счет активизации участков правого полушария.

Области знания, в которых они показывают удивительные способности, весьма ограничены. Эти люди обладают феноменальной памятью. Основываясь на этом, и развиваются математические, музыкальные, художественные, лингвистические таланты, способности к механике или, не имея зрения, ориентироваться в пространстве. Большинство известных случаев свидетельствует о том, что у них в совершенстве развит только один талант.

Саванты запоминают все мелкие подробности, наряду с главными событиями, они держат в памяти гигантские объемы сведений, абсолютно не вникая в их смысл. Словесное склеивание – так назвал этот симптом Даун.

Савантизму сопутствуют:

  • расстройства аутистического спектра:
  • умственное и физическое недоразвитие;
  • аномальные изменения участков головного мозга;
  • островки гениальности на фоне низкого уровня общего интеллекта.

Люди с этой патологией живут в собственном мире, некоммуникабельны. Им свойственны нарушения речи и определенный стереотип движения. Они избегают контакта «глаза в глаза», сторонятся прикосновений. Савантам проблематично выражать свои мысли и социализироваться в обществе.

Первые признаки

Если синдром саванта развился на фоне врожденных аномалий развития психики, то уникальные способности проявляются уже в раннем детстве. К примеру, дети-саванты, которых никогда никто не учил рисовать, с фотографической точностью изображают разнообразные объекты, когда их ровесники находятся на этапе рисования каракулей.

Известный всему миру савант Ким Пик уже в 1,5-2 года удивлял родителей тем, что запоминал все, ему прочитанное, и вскоре сам научился читать, а в 12 лет перестал посещать школу, так как самостоятельно освоил школьную программу «на отлично».

Стадии

Синдрому саванта, заметному с детства, сопутствуют разные формы врожденного слабоумия – расстройства аутистического спектра, эпилепсия, FG синдром. Каждый известный случай этой патологии индивидуален и имеет свои стадии развития болезни. Но для всех случаев есть одно общее правило: чем раньше начата работа по поведенческой коррекции, тем больше вероятность успешной адаптации ребенка в обществе и достижения независимости в будущем. Поэтому самая важная – первая или ранняя стадия болезни.

Ранняя стадия заболевания начинается с рождения ребенка. У большинства детей, родившихся с синдромом, уже заметны как исключительные способности (слишком рано начинают читать, считать, рисовать). Наряду с этим заметны и расстройства психики. Современные методики позволяют распознать заболевание еще в младенческом возрасте.

Формы

Таланты людей с синдромом одаренности, так еще называют савантов, проявляются в ограниченном количестве видов человеческой деятельности.

В музыке – идеальное исполнение однажды услышанных музыкальных произведений, обычно – на фортепиано.

В живописи или скульптуре – их творения отличаются точностью во всех деталях и быстротой исполнения.

В математике – мгновенные арифметические действия с многозначными цифрами, воспроизведение длинного ряда чисел, другие математические способности не известны.

В механике – определение точного расстояния без применения каких-либо измерительных инструментов.

В моделировании – кропотливое изготовление моделей, отличающихся высокой сложностью.

Значительно реже встречается знание языков, причем саванты настоящие полиглоты.

Наличие сверхчувствительного обоняния, осязания и зрения.

Чувство времени – способность точно определять время без хронометра, точно указать день недели с определенной датой.

Обычно человек с синдромом саванта обладает одним каким-то навыком. Но случается, что он одарен несколькими талантами.

Осложнения и последствия

Островки гениальности у савантов соседствуют чаще всего с психическими заболеваниями спектра аутизма, для которых характерны коммуникативные трудности. Взросление таких детей часто осложняется депрессиями, связанными с трудностями самореализации, чувством одиночества, их гнетет отсутствие возможности влиться в социум. В разных исследованиях приводятся косвенные доказательства, что лица спектра аутизма предрасположены к мыслям о суициде.

Одним из самых уникальных и таинственных диагнозов в медицине является синдром Саванта. У людей с такой загадочной болезнью наблюдается дисфункция головного мозга, поэтому они по-особенному воспринимают реальный мир.

Люди-саванты могут не осознавать большинства событий окружающей действительности, которые понятны обычному человеку. Но они значительно отличаются от пациентов с нарушениями психики — все дело в их гениальности.

Саванты – это люди, которые обладают невероятными способностями в различных сферах. Они могут быть талантливы и в точных науках, и в искусстве. Синдром Саванта сочетает в себе признаки явной умственной отсталости и потрясающую гениальность. Медицина до сих пор не в силах объяснить такую особенность

Признаки болезни впервые были обнаружены несколько столетий назад. Тогда такие люди не воспринимались обществом, их старались избегать. Они оказывались в закрытых учреждениях для умственно отсталых и душевно больных пациентов.

Только в 1789 году ученые заинтересовались «особенными» людьми. Знаменитый доктор Дж. Даун обратил внимание на то, что саванты, несмотря на явное слабоумие, имеют уникальную способность к изучению наук. Но чтобы развивать такой талант, необходим индивидуальный психологический подход.

Обычно сам синдром — это второстепенный фактор, который появляется в результате нарушений и патологий развития. Отмечаются редкие случаи возникновения патологии после получения травм головного мозга.

Люди с данным синдромом могут отличаться феноменальной памятью, быть непревзойденными музыкантами и художниками или иметь уникальные достижения в точных науках. Этот феномен – явление очень редкое. Во всем мире всего 50 человек имеют такой диагноз. Зафиксировано около 100 савантов за последнее столетие.

Симптоматика в зависимости от формы

Форма синдрома может быть врожденной или приобретенной.

  1. Симптомы врожденного синдрома могут проявляться в различных областях науки и искусства. Например, такие люди могут вычислять в уме сложные арифметические задачи или иметь уникальный музыкальный слух.

    У некоторых пациентов наблюдается гиперлексия. Такой человек может за считанные секунды прочесть текст и воспроизвести его в точности до 99%. Удивительная память, талант к поэзии, изобразительному искусству и скульптуре, и многие другие способности делают таких людей по истине гениальными.

  2. Приобретенная форма возникает в связи с заболеваниями головного мозга или его травмами, поражается лобно-височная часть слева. Предполагается, что именно этот фактор обусловливает проявление новых гениальных способностей, которые ранее у человека отсутствовали.

    В некоторых экспериментах, использовалась магнитная стимуляция, частично подавляющая функциональность левой лобно-височной части у здоровых людей. Около 50% случаев показали возникновение новых способностей и умений. Основываясь на этих данных, ученые предполагают, что у каждого человека в определенной ситуации возможно развитие уникальных способностей и талантов.

Причины

Синдром Саванта обусловливается генетической предрасположенностью. Также медицина предполагает, что проявлению болезни способствуют различные инфекции и воспаления головного мозга. Не исключается и возможность нарушения развития ребенка при беременности под воздействием различных факторов.

Рассматриваемая патология остается не изученной до конца и является загадочной болезнью. Ученые всего мира уже несколько десятилетий занимаются вопросом возникновения заболевания, но так и не удалось прийти к окончательным и единогласным выводам.

Одной из причин является патология, которая наблюдается в правом полушарии мозга, из-за чего уменьшается активность левого полушария. Поэтому у савантов сильно развивается одно из чувств: зрение, слух или память

Известные саванты

  1. Ким Пик. По рассказам отца, Пик, будучи еще совсем малышом, в возрасте 1,5 -2 года имел феноменальную память. Он с легкостью читал книги, запоминая их, затем ставил их на полку в перевернутом виде.

    Фото 1. Ким Пик

    Так он показывал, что книга прочтена. Чтение одной книги занимает у него не более часа, а воспроизвести содержание он может на 99% . Всего Пик помнит содержание около 12 тысяч прочитанных книг.

    Гениальные особенности позволяют этому человеку повторить на фортепиано все услышанные им музыкальные произведения, даже если он слышал их несколько лет назад. Без труда он может музицировать и общаться одновременно. Также он с легкостью ответит, какую партию играл каждый музыкальный инструмент в тысячах произведений.

  2. Даниэль Пол Таммет. Этот человек родился в Британии. У него врожденная эпилепсия и аутизм. Даниэль имеет уникальный талант к сложным математическим вычислениям и изучению иностранных языков, также он обладает последовательной памятью.

  3. Фото 2. Даниэль Пол Таммет

  4. Темпл Гранден. Известная писательница, профессор и доктор наук. Ее знаменитая книга – «Перевод с языка животных». Эта женщина придумала, как облегчить страдания животных. По ее советам были созданы загоны, по которым скот проходит перед забоем, и при этом животные не ощущают страха и отчаяния. Имея особенную болезнь, Темпл может видеть то, чего не способны заметить обычные люди.

  5. Фото 3.Темпл Гранден

  6. Ричард Воуро. Гениальный художник. Родился в Шотландии в 1952 году. Будучи совсем маленьким, едва научившись ходить, он начал рисовать. До одиннадцати лет его не могли научить разговаривать, а после неудачной операции на глазах он стал слепым, но его работам поражались даже высокие деятели искусств.

  7. Фото 4.Ричард Воуро

  8. Дерек Паравичини. Известнейший во всем мире талантливый джазовый музыкант. Он родился в 1979 году, раньше положенного срока. Это повлияло на правильное развитие его головного мозга, а со временем он ослеп. Ограниченные физические и психические возможности этого человека не помешали, а наоборот поспособствовали развитию его музыкального таланта.

    Он может с легкостью сыграть любое услышанное им музыкальное произведение. Впервые его концерт состоялся в Лондоне, при участии Королевского оркестра. Тогда ему было всего девять лет. Блистая своим гениальным талантом, Дерек остается в развитии на уровне четырехлетнего ребенка.


  9. Фото 5. Дерек Паравичини

  10. Алонзо Клемонс. Родившись больным ребенком, у него проявилась необычная способность воспроизводить из глины фигуры животных, причем эти животные имели невероятно точные детали. Болезнь Алонзо не позволяла ему даже самостоятельно обслуживать себя, а уровень его IQ составлял всего 50.

  11. Фото 6. Алонзо Клеманс

  12. Стивен Вилтшир. Архитектор родился в Англии в 1974. Диагноз аутизм ему поставили в 3 года. Рисовать мальчик начал в возрасте четырех лет, а еще через несколько лет удивил всех своими потрясающими картинами, на которых были изображены города после значительных землетрясений.

    Вилтшир участвовал в телевизионном шоу, в котором он, облетев на вертолете Лондон, перед телекамерами изобразил точную карту города, не упуская мелких деталей.


  13. Фото 7. Стивен Вилтшир

  14. Джеймс Генри Пуллен. Этот человек родился глухим, немым и с явными умственными отклонениями. Еще в раннем детстве, живя в приюте, он начал рисовать и вырезать различные фигурки из дерева. Там он стал известным плотником, а когда он нуждался в каком-либо инструменте, то изготавливал его сам без особого труда.
  15. Тони Де Блойс. Гениальный музыкант, слепой с детства. В два года Тони освоил первые азы фортепиано. В нынешнее время он совершенен в игре на двадцати музыкальных инструментах.

  16. Фото 8.Тони де Блойс

Мнение ученых

Медики и ученые пока не в силах установить конкретные причины и механизм проявления синдрома Саванта, существуют лишь догадки и гипотезы. Исследования подтверждают, что у таких людей некоторые отделы головного мозга увеличены.

Мозг абсолютно здорового человека сохраняет лишь необходимую информацию, а незначительные мелочи не сохраняются в памяти. Мозг людей с синдромом Саванта, наоборот, прочно хранит воспоминания, которые единожды там оказались

Ученые уверенны, что вскоре им удастся разгадать тайну особенностей головного мозга людей-саванов, и тогда откроются новые возможности для усовершенствования интеллектуальных способностей человечества.

В наше время лечение пациентов с синдромом Саванта заключается непосредственно в их адаптации к окружающему миру и обществу, а также в создании условий для благополучного развития их гениальных способностей.

Загадочный медицинский феномен синдром Саванта — это особая форма патологических изменений, протекающих в головном мозге, негативно сказывающийся на его работе.

Пациент, у которого диагностирован савантизм – умственно отсталый, с нарушенным общим восприятием мира и окружения, но в тоже время наделенный гениальными способностями.

Синдром саванта имеет французское происхождение – само слово «savant» переводится как «ученый». Пациент с данным синдромом обладает огромными талантами и способностями в одной или нескольких ученых областях, при этом абсолютно беспомощен в быту, когда речь идет о самых простых вещах, таких как прием пищи или же процесс одевания, шнурования ботинок или общение с друзьями.

Особенность всех пациентов, у которых диагностирован синдром гениальности в том, что на фоне ярко выраженных психических расстройств, врачи диагностируют у них невероятные умственные способности в той или иной области знаний.

Синдром саванта обычно проявляется в совокупности с такими психическими отклонениями, как аутизм и , и врожденными патологическими изменениями в нем.

Интеллектуальное развитие у лиц, страдающих савантизмом, невелико и часто находится на уровне , но при этом у них отмечается гениальность в некоторых сферах жизни.

Причины и провоцирующие факторы

Причины, которые провоцируют проявление савантизма, как и сам синдром в общем, врачами до сих пор не изучены. Самое распространенное мнение ученых в вопросе причин появления и развития синдрома гениальности это аномалии, локализованные в правом полушарии мозга и влияющие на его работу. Последние чаще всего спровоцированы генетической предрасположенностью.

Таким образом, основной предполагаемой причиной развития синдрома Саванты является генетическая предрасположенность и в перечне факторов риска врачи выделяют психические расстройства наследственной природы.

Среди прочих аутизм или же у близких родственников, а также прочие психические расстройства.

Среди факторов, которые способны спровоцировать развитие синдрома врачи выделяют следующие:

  • возраст родителей на момент зачатия и рождения ребенка после 40 лет;
  • вес новорожденного менее 2 500 грамма и недоношенность плода;
  • послеродовая реанимация ребенка и врожденные пороки в его развитии;
  • неблагоприятная экология, нехватка витамина Д и принадлежность к мужскому полу;
  • перенесенное инфекционное заболевание, поражающее головной мозг, и иные неблагоприятные факторы.

Клиническая картина и способности савантов

Болезнь Саванта имеет как врожденную, так и приобретенную форму, соответственно симптоматика патологии будет различаться.

При развитии врожденной формы заболевания у человека проявляются многочисленные таланты в сфере науки и искусства, у отдельных пациентов может проявляться гиперлексия. Исключительная память и невероятные способности к поэзии, музыке и иным сферам искусства, многие иные таланты, которые делают их гениями.

Приобретенная форма синдрома развивается в силу перенесенной травмы головы или же , поражающего головной мозг, в частности левую его часть.

Помимо этого развитию данной патологии сопутствуют:

  • аутизм, умственная и физическая недоразвитость;
  • аномальные изменения на определенных участках головного мозга;
  • гениальность в той или иной сфере, при низком уровне общего интеллектуального развития.

Такие люди живут как бы в собственном мире, мало общаются и замкнуты, для них характерно нарушение речи, определенный стереотип поведения. Чаще всего саванты избегают смотреть собеседнику в глаза, избегают контактов и любых прикосновений, им проблемно находиться в социуме, выражать собственную мысль.

Сверхспособности умственно отсталых гениев

У людей с синдромом Саванта проявляют себя следующие сверхспособности и таланты:

  • невероятная память и лингвистические способности;
  • математические и музыкальные таланты;
  • способность творить шедевры изобразительного искусства;
  • они прекрасно ориентируются в окружающем их пространстве, из них выходят прекрасные конструкторы и технические гении.

Особенности диагностики, лечения и коррекции

Сочетание неординарных способностей и талантов с патологиями и отклонениями психики в отдельно взятом случае – это уже признак развивающегося савантизма.

Диагноз ставится на основании установления мозговой дисфункции, сбора анамнеза течения патологии, как у самого пациента, так и его близких и родных. Врач назначает проведение обследования при помощи и , также проводятся лабораторные исследования забранных биоматериалов.

Проводится тест на определение интеллектуального уровня — IQ, показателей эмпатии – EQ, иные тесты.

Для уточнения диагноза врачи практикуют и проведение дифференциальной диагностики – это позволит исключить у пациента развитие иных патологий и заболеваний, схожих по своим симптомам и проявлениям с савантизмом. Проводят ее посредством применения специальных компьютерных программ диагностики.

Коррекционные мероприятия

Главная задача лечения савантов – адаптировать пациента к самостоятельной жизни в социуме, улучшить его психологическое, эмоциональное и физическое состояние. Чаще всего с этой целью применяют развивающие программы и физиологические процедуры, реже – назначают курс медикаментозной терапии.

В работе по социализации деток и взрослых-савантов с аутизмом назначается курс , музыкальные занятия и чтение сказок – сказкотерапия, лечебная физкультура и сеансы массажа.

В этом процессе пациент постепенно втягивается в общественную деятельность, улучшается его двигательная активность и речь, совершенствуется физическое состояние. При таком постепенном и достаточно долгом лечении болезнь отступает – пациентов с данным синдромом можно вернуть к полноценной общественной жизни.

Необходимы также здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек, устранение всех факторов риска, участие в общественной жизни. Это тот минимум, который должен соблюдаться самим пациентом, его окружением в процессе лечения и коррекции поведения.

Известные саванты

Многие результаты, которых добиваются люди с синдромом саванта, просто поражают своей гениальностью, но сам феномен встречается очень редко. Самыми известными людьми с данным синдромом являются:

  1. – живописец из Британии, обладающий уникальной памятью. Поставили диагноз в 3 года, а уже в 5 лет проявилась способность к живописи – сегодня это один из самых успешных архитектурных художников.
  2. . Появился на свет Ким с увеличенной в размерах головой и черепно-мозговой грыжей, травмой мозжечка. Все эти пороки обычно не ведут к умственной отсталости или же невероятной одаренности, но Пик сочетал в себе и то и иное. Болезнь Саванти у ребенка диагностировали в 3 года. Феноменальная способность запоминать информацию, низкий тонус мышц, невероятный талант в музыке — все это было у Кима, скончавшегося в 58 лет.
  3. Темпл Грандин – писательница, имеющая степень доктора философии и диплом профессора. Ее кредо и жизненная позиция заключается в том, чтоб облегчить жизнь всех и каждого несчастного животного, а также установление взаимопонимания меж ними и человеком.
  4. Таммет Дэниел – родился с , но при этом обладает невероятной способностью к изучению языков и решению математических задач. Таммет говорит, что каждая формула и цифра имеет для него свой отдельный цвет, форму и даже ощущения. Он может выучить новый иностранный язык за неделю.

С гениальностью по жизни

Самым удивительным преимуществом, которое получают саванты, является то, что при низкой способности к учебе и низком интеллектуальном уровни, они способны развить свои таланты, достигая невероятных успехов во многих сферах.

В зависимости от формы синдрома таланты гениев-савантов могут проявляться следующим образом:

  1. Феноменальные способности к запоминанию . Самым ярким савантом с таким талантом является Ким Пик – за 10 секунд он читает 1 страницу книги, точно запоминая текст. Ким прочитал порядка 10 000 книжек, способен воспроизвести текст без единой ошибки, может точно указать отрывок текста, строку и номер страницы. Помимо своей уникальной памяти он обладает талантами в музыке, играя на гитаре и фортепиано.
  2. Таланты в живописи – ярким представителем, которых является художник из Британии Стивен Уилшир. Он обладает визуальным типом памяти и обладает уникальным талантом в сфере живописи, способен не только запомнить, но и воспроизвести на холсте любой пейзаж. Диагноз ему поставили в 5 лет, но правильное воспитание привело к тому, что он стал не только успешным, но и знаменитым, выдающимся художником.
  3. Математические таланты и лингвистические способности . Мировая знаменитость с синдромом Саванта и математическими способностями Таммет Дэниел из Британии. Родился Таммет с эпилепсией, но это не помешало ему оперировать 6-значными числами, он может выучить новый, даже самый сложный язык, за неделю.
  4. Талант в музыке – яркий представитель, который обладает такими способностями, джаз-бен Дерек Паравичини. Но помимо своих узких талантов Дерек страдает аутизмом и абсолютно беспомощен.
  5. Ориентирование на местности . Бен Андервуд в детстве потерял глаза, но его талант эхолокационной способности ориентироваться на местности сделал его знаменитым на весь мир. Издавая щелчок и улавливая эхо, он без труда передвигается по местности и играет в баскетбол.

Ученые и медики до нынешнего дня не пришли к единому мнению, считать ли савантизм патологией или же проявлением гениальности. В данном случае сочетается умственная неполноценность и физическая отсталость, компенсированная неординарными талантами.

Они обладают феноменальной памятью, абсолютным слухом, решают в уме сложнейшие математические задачи, но при этом не умеют завязывать шнурки или совершать покупки в магазине. Это — саванты. Их выдающиеся способности в какой-то одной области сопровождаются расстройствами аутистического спектра, заболеваниями головного мозга или последствиями черепно-мозговой травмы.

Ким Пик. Прототип Человека дождя

Самый известный савант в мире — безусловно, главный герой фильма «Человек дождя». Не все знают, что у персонажа Дастина Хофмана был реальный прототип — скончавшийся в 2009 году американец Ким Пик, которого называли «кимпьютер» и «мегасавант». Родился он с серьезными нарушениями мозга: черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч на затылке, повреждением мозжечка и отсутствием мозолистого тела, соединяющего правое и левое полушария (именно последним обстоятельством некоторые специалисты объясняют его фантастическую память). Врачи советовали отцу мальчика отдать ребенка в специальное заведение и забыть о нем навсегда: тот никогда не сможет ходить и будет полностью необучаем. Отец не послушался совета.

Ходил Ким на самом деле с трудом. Он не мог сам застегнуть пуговиц и имел IQ ниже нормы. Но при этом научился читать в год с небольшим и прочел за свою 58-летнюю жизнь 12 тысяч книг (средний человек осиливает три тысячи) и помнил каждую едва ли не дословно. В семь лет мальчик наизусть знал Библию. Он запоминал и все слышанные когда-либо мелодии.

Читал Ким по две страницы сразу: одну — левым глазом, другую — правым, и тратил на это 3 секунды (по другим сведениям — 8).

В голове его хранились факты из 15 различных областей знания: география, история, спорт, освоение космоса. Хранился там и календарь, и карта Америки с навигатором (он мог объяснить, как проехать из любого пункта А в любой пункт Б). В школу Ким не ходил: в обычную не принимали, а специальных тогда еще не было, так что учился мальчик на дому, под руководством отца.

После выхода фильма «Человек дождя» отец стал гастролировать с сыном по стране, тот демонстрировал свои феноменальные способности на публике. До этого мистер Пик категорически отказывался от подобных предложений, одно из которых исходило от писателя Барри Морроу. Получив от ворот поворот, тот написал сценарий о Человеке дождя. Морроу даже подарил Киму свою статуэтку «Оскар», полученную за эту картину.

Благодаря выступлениям, которые состоялись на волне успеха фильма, Ким стал более уверенным в себе и менее стеснительным. А еще — получил сертификат о среднем образовании (до этого чиновники от образования отказывались признавать ценность его домашнего обучения). Что самое поразительное, его способности развивались, за семь лет до смерти он, например, научился играть на пианино.

Умер Пик в возрасте 58 лет от сердечного приступа.

Лесли Лемке. История подвига и чуда

Он появился на свет в 1952 году со множественными врожденными дефектами: врачи был вынуждены удалить ребенку глаза. Мать отказалась от Лесли, и мальчика с тяжелой формой ДЦП в полугодовалом возрасте усыновила медсестра Мей Лемке, у которой было пятеро своих детей. Это был настоящий подвиг. Долгое время мальчика приходилось кормить принудительно и учить глотать пищу. Стоять он научился лишь к 12 годам, ходить — в 15. Приемная мать, которой тогда было уже под 70, привязывала его к себе, и они вместе делали шажок за шажком.

Однажды ночью Мэй проснулась от звуков Первого концерта Чайковского. На фортепиано играл ее 16-летний приемный сын, не получавший никакого музыкального образования. Перед этим он слышал концерт по телевидению и теперь повторял его без единой ошибки.

С этого момента Лесли начал играть постоянно. Услышав мелодию, он воспроизводил ее. Музыкальный стиль значения не имел.

Скоро Лемке принял участие в нескольких телешоу, о них с приемной мамой сняли фильм «Женщина, которая возжелала чуда» (The Woman Who Willed a Miracle). С 1980 года он выступает с концертами и гастролирует по всему миру. К сожалению, состояние здоровья Лемке ухудшалось. У него началась болезнь Альцгеймера. Он скончался в 1993 году.

Алонзо Клемонс. Зоопарк из глины

В детстве Алонзо получил серьезную травму головы. После этого его развитие пошло другим путем. Алонзо мыслит, перерабатывает информацию и общается по-своему. Он не умеет есть самостоятельно, не способен завязать себе шнурки. Но он художник. Алонзо говорит: «Бог дал мне подарок».

После несчастья мальчик начал лепить, в его голове постоянно рождались образы будущих скульптур — чаще всего фигурки животных.

Увидев зверя один раз по телевидению, он в считаные минуты может сделать его точнейшее трехмерное изображение, с соблюдением всех пропорций и проработкой мельчайших деталей — вплоть до мышечных волокон.

Желание что-нибудь изваять было столь навязчивым, что если под рукой не оказывалось глины, он сооружал скульптуру из другого подручного материала.


20 лет он творил в полной безвестности, но после того, как на экраны вышел фильм «Человек дождя», феномен савантизма привлек внимание общественности. Клемонса стали приглашать на телевидение, зрители проявили интерес и к его творчеству. Скульптуры он продает через интернет.

Живет художник в небольшом городке Боулдер в штате Колорадо вместе с несколькими помощниками, работает в мастерской, часто посещает школы, где устраивает что-то вроде мастер-классов. Алонсо занимается пауэрлифтингом и принимает участие в соревнованиях. Он очень общителен, обаятелен и жизнерадостен, частый гость на местных фермах и ранчо, куда приезжает в поисках новых «натурщиков» для своих творений.


Жиль Треан. Житель несуществующего города

Большую часть своего времени 42-летний Жиль проводит в городе Урвилле, расположенном неподалеку от Лазурного берега. Это — крупнейший город в Европе с населением 11 820 257 человек. Не слышали о таком? Неудивительно: ведь существует он только в воображении Жиля. И на бумаге.

С пяти лет Жиль, никогда не учившийся рисованию, рисует удивительные трехмерные объекты, а с 12 начал создавать свой город. Название фантастический населенный пункт получил от французской научной станции в Антарктиде. Мальчику понадобился аэропорт для игрушечных самолетов, и он построил его из конструктора LEGO. Это было первое здание будущего Урвилля. Вскоре Жиль сообразил, что рисовать будет гораздо проще, да и не поместится город из конструктора в квартире.


С годами Урвилль становился все более реальным. Есть история его открытия, есть 250 до мельчайших деталей проработанных рисунков, есть, наконец, целая книга об Урвилле, написанная Треаном.

В реальности Жиль живет в обычной квартире вместе с женщиной по имени Катрин. Это удивительная пара: у обоих — аутизм, оба художники. Познакомились они в интернете. Катрин написала Жилю, что хотела бы жить в Урвилле, а конкретно — во дворце Тегартэн, построенном в 1882 году. В каком-то смысле, она и переселилась туда.

У художницы есть серия работ, посвященных Урвиллю. Жиль и Катрин поддерживают друг друга («Жиль — мой лучший терапевт», — говорит она), не испытывают трудностей с ведением домашнего хозяйства, посещением магазинов. Родители Жиля помогают им в общении с другими людьми, поскольку это дается обоим труднее всего: они не могут понять, что стоит за словами, кому можно доверять, кому нет, а Катрин очень сильно пугается сарказма и иронии.

Мать Жиля рассказывает, что сын ее долго не говорил вообще, потом начал повторять слова за другими, чурался сверстников, страдал гиперчувствительностью по отношению к некоторым звукам (гром, лопающиеся воздушные шарики, щелканье хлыстов в цирке), был помешан на самолетах, телефонных номерах, горах и особенно — необычных зданиях.

«Я знала, что он не такой, как все, с тех пор, как ему исполнилось полтора, — говорит Шанталь Триан. — Но нам с мужем всегда нравились необычные люди. Так что нам было легче видеть сильные стороны сына и помогать ему извлекать максимум пользы и удовольствия из них».

Сын изменил всю их жизнь. Мать его раньше работала в школе, а отец — в компании IBM. Сейчас Шанталь — психолог, Поль возглавляет ассоциацию «Аутизм: Европа» (Autism: Europe). Их дочь Анн-Мари работает с детьми-аутистами.

Орландо Серрел. Ключ к отгадке тайны

В 1979 году 10-летний Орландо, играя в бейсбол, получил сильный удар мячом по левой части головы. Мальчик упал, но вскоре поднялся и продолжил игру. Родителям о травме ничего не сказал. Некоторое время после этого его мучили головные боли, а когда они отступили, Орландо обнаружил у себя новые способности: он помнил до мельчайших подробностей каждый день, начиная с того бейсбольного матча и мог сказать, на какой день недели приходилось любое число любого года.


Случай Орландо Серрела примечателен тем, что может служить ключом к отгадке человеческого гения и сверхординарных способностей. Значит ли это, что каждый из нас обладает подобными талантами, которые просто дремлют у подавляющего большинства людей, а если — как в случае с Серрелом — определенное полушарие мозга будет простимулировано — разовьются в полной мере? Его мозг изучали в Колумбийском университете (Нью-Йорк), сравнивая с мозгом обычных людей и пытаясь определить, каким образом травма повлияла на развитие необычных способностей.

Стивен Уилтшир. Человек-фотокамера

В детстве Стивен не умел говорить, у него признали аутизм и отправили в школу для детей с отклонениями в развитии. Там проявилась его страсть к рисованию. Сначала он запечатлевал на бумаге только животных, потом — красные лондонские автобусы, после — здания и городские достопримечательности.

Пока Стивен был маленьким, он общался с другими людьми посредством рисунков. Постепенно, с помощью учителей он научился говорить. Первое слово он сказал в девять лет, и слово это было — «бумага». Рисунки его побеждали на детских конкурах, а вскоре мальчиком заинтересовалась местная пресса. Журналистов заинтриговало то, как ребенок может рисовать такие — совершенно взрослые — полотна. Свою первую работу он продал в возрасте 10 лет.



Сегодня 40-летнего британца Стивен Уилтшира называют человеком-фотокамерой. Он может нарисовать детальный и предельно точный городской пейзаж, взглянув на него лишь однажды. Часто для этого он облетает города на вертолете.

Так, в 2005 году художник изобразил на 10-метровом холсте панораму Токио — после того, как неделю летал на вертолете над японской столицей.

После этого он облетел Рим, Гонконг, Франкфурт, Мадрид, Дубаи, Иерусалим, Нью-Йорк (который называет своей духовной родиной), Сидней и, конечно, Лондон.

Результатом каждой такой экскурсии явились огромные холсты. Панорамы поражают обилием деталей и точностью: например, он нарисовал точное количество колонн в римском Пантеоне. Но иногда Уилтшир рисует и вымышленные сцены — например, пожар в римском соборе Святого Павла.


Его работами заинтересовались и ученые, и искусствоведы. Стивен принимает участие в телепередачах, снимается в документальных фильмах. А его рисунки издаются. Вышло уже несколько альбомов необычного художника: «Рисунки» (1987), «Города» (1989), «Плавающие города» (1991), «Американская мечта Стивена Уилтшира (1993). В 1998 году он закончил художественную школу в Лондоне. За вклад в изобразительное искусство Уилштир получил в 2006 году орден Британской империи. В том же году в Лондоне открылась постоянная выставка его работ. Его картины успешно продаются на аукционах по всему миру. 76-метровая панорама Нью-Йорка работы Уилтшира встречает прибывающих в нью-йоркский аэропорт Кеннеди.

В 1993 году у Стивена обнаружился еще и недюжинный музыкальный талант. Интересно, что случилось это во время поездки в Москву. В то турне входили еще Петербург, Венеция и Амстердам. Когда он останавливался на улице рисовать, вокруг неизменно собиралась толпа. Рисунки после составили книгу «Плавающие города», ставшую бестселлером. В поездке художника сопровождал Оливер Сакс, знаменитый невролог и психолог, с которым Стивен познакомился в Нью-Йорке. Он уже посвятил Уилтширу много статей, а результатом того путешествия стала книга «Антрополог на Марсе».

Что касается музыки, то это открытие было совершенно случайным. Путешественники по вечерам музицировали в номере. Однажды Стивен встал на стул и исполнил внушительный кусок из оперы «Кармен», которую недавно слушал по телевидению — и запомнил с первого раза.

Вернувшись домой, он начинает брать уроки музыки. Оказалось, что художник обладает редчайшим, абсолютным слухом. Интересно, что при этом, несмотря на аутизм, Стивен способен прочувствовать музыку, интерпретировать то, что хотел сказать композитор — и это факт совершенно обескуражил психологов, изучавших его таланты. Не менее заслуживающим внимания оказалось и то, что он совмещает в себе уникальные способности в двух сферах. Линда Принг, когнитивный нейропсихолог из Колледжа Голдсмита в Лондоне, провела целое лето, пытаясь выявить связь между двумя талантами Стивена.

Эллен Бордо. Фонотека, сонар и часы

Эллен обладает не двумя уникальными способностями, а тремя, что является совсем уж редким явлением.

Во-первых, как Лесли Лемке и Дерек Паравичини, Эллен наделена слепотой, аутизмом и выдающимся музыкальным талантом. Она точно воспроизводит мелодию, услышав ее единожды, а мозг ее представляет собой огромную фонотеку. Как-то журналисты решили развенчать миф об Эллен, прося ее сыграть некоторые неизвестный мелодии. Их попытка провалилась. Мисс Бордо знает все.

Во-вторых, невзирая на слепоту, она прекрасно ходит повсюду, не натыкаясь на предметы. Во время движения женщина издает своеобразный писк и создается впечатление, что ориентируется она в пространстве так, как это делают летучие мыши.

В-третьих, в Эллен обладает точнейшими биологическими часами. В детстве она очень боялась телефонов, и мама пыталась приучить дочку к этому гаджету, набирая номер, по которому механический голос сообщает точное время. Очень быстро девочка научилась определять время сама — с точностью до минуты. При этом она никогда в жизни не видела часов и вообще не представляет, что такое — время.

Дэниэл Тэммет. Числа и слова

29-летний Дэниэл Тэммет по прозвищу Брейнмен (Человек-мозг) обладает потрясающими математическими и лингвистическими способностями. Слава пришла к нему, когда однажды он по памяти продиктовал число пи до 22 514-го знака после запятой. Случилось это, конечно, 14 марта, в Международный день числа пи, а выступление Дэниэла состоялось в рамках сбора средств для Национального сообщества борьбы с эпилепсией.

Цифры Дэниэл воспринимает по-своему. Каждое число до 10 000 обладает для него своей формой, цветом, он знает, каково оно на ощупь. Это называется — синестезия. Он может видеть результаты математических вычислений, чувствовать, является ли число простым... Как-то Дэниэл нарисовал то самое число пи: разноцветный пейзаж, наполненный самыми разными формами и цветами.

Тэммет говорит на 11 языках. В 2007 году один телеканал предложил ему задачу: выучить за неделю какой-нибудь язык. Спустя семь дней он давал интервью исландскому телевидению на исландском языке. Почему он выбрал именно его — тайна.

В четыре года у мальчика, которому уже поставили дигноз аутизм, начались приступы эпилепсии. Именно они спровоцировали развитие его экстраординарных способностей. Внешне Дэниэл ничем не отличается от других людей, но уверяет, что всякий раз заставляет себя усилием воли разговаривать с кем-то и правильно вести себя в обществе. Сам себе отдает короткие команды: «предложи гостю выпить», «посмотри ей в глаза», «не стой на пути у того, кто хочет пройти». Каждое его движение — то, что другим людям дается автоматически — результат сознательного решения.

Как-то друзья сказали ему, что пытаясь наладить с кем-то контакт глаза в глаза, он порой смотрит слишком пристально — и это пугает. «Это как ходить по канату, — согласился Дэниэл, — если слишком сильно концентрироваться, то свалишься. Но пытаться все равно надо».

Главное отличие Тэммета от прочих выдающихся савантов заключается в том, что он может рассказать о том, как он делает определенные вещи — и тем самым предоставляет бесценный материал ученым, изучающим феномен савантизма.