Что делать если у ребенка неправильная осанка. Нарушение осанки у детей школьного возраста лечение. Сколиоз и сколиотическая осанка

ХХI, как и XX, век не без оснований называют веком человека сидячего и даже сидячей цивилизации. Развитие современного транспорта, образование крупных городских агломераций, появление все новых машин, облегчающих труд на производстве, дома и в школе – все это привело к кардинальному изменению образа нашей жизни. Подсчитано, что мы с вами сидим до 15 часов в сутки, сознательно «выключая» одну из важнейших систем нашего организма – опорно-двигательный аппарат. Это бездействие не может не сказаться на состоянии и физическом здоровье скелета и мышц. Слабея день ото дня, они страдают от множества патологий, хорошо знакомых ортопедам, терапевтам и, к сожалению, педиатрам.

Нарушение

К сожалению, нарушения, или дефекты, осанки, в том числе и сколиоз, встречаются достаточно часто: по данным медиков, почти 2/3 из нас в той или иной степени подвержены этому недугу. Сколиоз «в чистом виде» встречается у 10-15 % школьников. К концу обучения в школе частота сколиоза увеличивается.

Причин этого недуга – великое множество. Сколиоз может возникать вследствие перенесенных заболеваний (травмы, рахит), а также вследствие слабости мышц спины. Встречаются врожденные формы заболевания. Но в девяти случаев из 10 это заболевание приобретенное. То есть зачастую мы, сами того не ведая, способствуем тому, что у ребенка возникает нарушение осанки. То есть создаем обстановку, «благоприятную» для развития заболевания.

Способствуют сколиозу: неправильное оформление рабочего места, в результате чего ребенок подолгу сидит «сгорбившись» (например, маленькие, не по росту ребенка, парты, или, напротив, высокий стул), ношение тяжестей (особенно в одной руке), неправильное физическое воспитание, недостаток двигательной активности и т. д.

Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда (тесная, подобранная не по размеру), заболевания внутренних органов, снижение зрения (в результате чего ребенок вынужден низко наклоняться над книгой или тетрадью) или слуха (в результате чего дети часто наклоняются вперед и вбок, прислушиваясь к голосу учителя). Реже осанка у ребенка нарушается из-за тяжелых хронических заболеваний. В то же время, дефекты осанки нередко усугубляют течение других болезней (болезней позвоночника, сердца, бронхов, легких, верхних дыхательных путей). В то же время, запущенные дефекты лечить труднее, чем небольшие, поэтому важно вовремя обратить на них внимание.

Источник nnmama.ru

Упражнения

Приводим и маленький комплекс корректирующих упражнений, направленных на исправление неправильной осанки. Физические упражнения предназначены для школьников средних и старших классов, и выполнять их лучше всего перед большим зеркалом.

«Упражнение 1». Стоя у стены без плинтуса и касаясь ее лопатками, ягодицами и пятками, развести руки (до уровня плеч), скользя ими по стене (ладони при этом обращены вперед); слегка напрячь мышцы спины, рук. Затем опустить руки и расслабиться. Голову все время выполнения упражнения необходимо держать прямо. Дыхание - произвольное, количество повторов - до пяти.

«Упражнение 2». Стоя в том же исходном положении, что и в предыдущем упражнении, проверить правильность принятой осанки перед зеркалом, отойти, сохраняя осанку. Повторить упражнение не менее трех раз.

«Упражнение 3». Кисти на поясе пальцами вперед, локти касаются стены. Присесть, скользя, по стене руками, лопатками и ягодицами; встать, сохраняя правильную осанку. Во время выполнения упражнения наблюдать за собой в зеркало - все ли правильно. Повторить 3-5 раз.

Источник ladushki.info

Правильная

Традиционно осенью, вначале учебного года у сознательных родителей возникает вопрос, как сохранить у ребенка правильную осанку и предупредить развитие сколиоза. Учебная нагрузка на школьников младших классов с каждым годом возрастает, как и вес учебников, которые дети ежедневно носят из домав школу и обратно.

В раннем возрасте закладываются двигательные привычки, которые непосредственно влияют на формирование опорно-двигательного аппарата малыша, на его здоровье в целом, и которые, возможно, останутся у него на всю жизнь. Поэтому профилактика искривления позвоночника должна стоять на первом месте в списке приоритетов ответственных родителей.

Уговорами и наставлениями как, например, «сиди ровно!», сложно добиться длительного эффекта, лучше постараться увлечь ребенка подходящим видом спорта. Выбирая вид физической нагрузки для ребенка стоит учесть, что аэробная нагрузка или кардионагрузка нежелательны для неокрепшего детского организма. Лучше предпочесть тренировки с умеренной силовой нагрузкой, к примеру, пилатес.

Упражнения пилатеса

расправляют плечевой пояс,
исправляют осанку,
улучшают функцию позвоночника,
предупреждают боль в спине в будущем.

К тому же пилатес улучшает способность к концентрации внимания у ребенка, помогает снять умственную усталость и учит двигаться легко и грациозно, не напрягая мышц.

Источник uaua.info

Исправление

Каковы причины искривления позвоночника у детей? Мышцы и кости растут, их форма в процессе слегка меняется и к этому нужно постоянно приспосабливаться, на что мы не обращаем внимания.

Родители не в силах круглосуточно следить за действиями малыша, но в домашней обстановке можно проводить профилактические занятия, которые помогут сохранить его осанку правильной. Какие упражнения помогут исправить нарушение осанки и какие тренажеры могут стимулировать коррекцию осанки?

Ребенок склонен повторять действия родителей, ведь эти люди — авторитет и идеал. Работайте над своей осанкой и малыш захочет заниматься с вами. А зарядку для осанки легко превратить в веселую игру.

После 4 лет дитя проводит все больше времени за столом, школа уже не за горами. Необходимо подготовить спину к дополнительным нагрузкам, с которыми придется столкнуться позже.

Предлагаем комплекс упражнений для исправления осанки, выполняя которые ребенок обеспечит себе правильную осанку и ровную спину.

Держа одну руку на поясе, другую выпрямляем и делаем круговые движения (назад-вперед), постепенно увеличивая скорость действий. После руку поменять.

Стопы вместе, руки расставлены на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо-влево.

Поднять руки вверх и тянуться пальцами к небу, максимально выпрямляясь, потом медленно качаться, поочередно выводя плечи вперед.

Согнуть левую руку, затем поднять вверх. Наклониться вправо 8 раз. Поделать то же с правой рукой.

Поставить ребенка на руки, и попросить пойти на ладонях, при этом взрослый должен держать малыша за ноги. Выполнение данного действия способствует отхаркиванию, рекомендуется при кашле и бронхите.

Ползать вперед в положении лежа. Вытягиваться нужно, как кошечка и тянуть сначала руку, а после ногу.

Ходить на четвереньках, в процессе поочередно подтягивая колени, потом выполнять повороты в одну и другую сторону. Спину прогибать не нужно.

Полезно хождение на носочках и приседания с книгой на голове. Кататься на велосипеде (не сутулясь). Ходить по бревну и выполнять ласточку.

Это простые и вместе с тем очень полезные упражнения для осанки ребенка. Ниже вы найдете целый комплекс упражнений для укрепления спины и устранения сутулости у детей,которые помогут скорректировать нарушение осанки и укрепить мускулатуру ребенка. Также вы найдете информацию о том,что такое корректор осанки,как правильно выбирать его для ребенка и какие типы корректоров бывают.

Источник bebi.lv

Коррекция

Коррекция осанки человека предполагает использование следующих принципов:

Правильная организация постели;
Точный подбор обуви под ноги ребенка;
Устранение малоподвижности;
Отказ от патологических стереотипов ходьбы;
Постоянный контроль нагрузки на позвоночник;
Ежедневная лечебная гимнастика в домашних условиях.

Правильная организация постели для детей должна включать жесткий матрас и ортопедическую подушку. Жесткий матрас препятствует расслаблению мышечного корсета спины во время сна. Тем не менее, его нельзя применять при наличии деформаций позвоночника с болевым синдромом в пояснице.

Ширина подушки должна быть равна размеру плечевого пояса. Желательно приобретать специальную ортопедическую подушку согласно возрасту ребенка. Она обеспечит правильное функционирование шейного отдела позвоночника.

Коррекция обуви предполагает не только подбор правильного размера, но и исключение укорочения конечности у детей. Такое состояние наблюдается при плоскостопии и косолапии. Чтобы откорректировать осанку при данных патологических состояниях, следует выровнять высоту нижних конечностей.

Малоподвижный образ способствует застою крови в сосудах и воспалительным изменениям в мышечно-связочном аппарате. Включите в схему лечения неправильной осанки у детей ежедневные прогулки по 1-2 часа.

Дети любят стоять на одной ноге, во время сидения принимают неправильную позицию (сгорбленная спина и разное расположение надплечий). Научите ребенка правильно сидеть на стуле, за партой.

Нарушению осанки способствует ношение рюкзаков в школьном возрасте на одном плече. Следует также учитывать влияние на деформацию позвоночника веса портфеля.

Источник spinazdorov.ru

Формирование

Формирование осанки — процесс длительный, он начинается уже с первого года жизни и завершается только к 20-25 годам.

Правильной осанкой принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки приближены к позвоночнику, не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки. У детей дошкольного возраста может быть небольшая «выпуклость» живота на 1-2 см.

В период бурного роста у дошкольников в 5-7 лет, а в подростковом возрасте у девочек в 11 -13 лет, а у мальчиков в 13-15 лет особенно внимательно необходимо следить за осанкой ребенка и создать все условия для профилактики ее нарушений.

Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук и ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.

Размер мебели должен соответствовать росту ребенка: длина сиденья стула – длине бедер, высота его ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу.

Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых.

Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастягивается.

Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

Источник sunny7.ua

Гимнастика

Гимнастика подойдёт для детей с предрасположенностью к боковым — сколиотическим — искривлениям спины. Наиболее широко распространены именно они, а не кифозы и лордозы.

Вначале следует сделать несколько полезных движений из исходного положения лёжа на животе:

Руки подложить под лоб тыльной стороной кверху, попеременно слегка поднимать локти и делать ими пару пружинистых покачиваний.

Держа руки так же, приподнимать верх туловища и опускать лоб после подъёма то на левый локоть, то на правый. Глаза в ходе упражнения должны смотреть в пол.

Кисти по-прежнему подо лбом. Нужно приподнимать верх корпуса, глядя вперёд, и на подъёме выполнять поворот в одну и в другую сторону.

Не меняя положение кистей, подтянуть к локтю соответствующую ногу до максимально возможного уровня. Повторить то же самое для другой стороны.

Поднять руки, попеременно тянуться ими вверх.

Прямые руки закинуть за голову и напрячь в вытянутом состоянии. Поворачивать корпус вправо-влево.

Сесть и широко раздвинуть ноги. Затем в такой позе:

Протянутыми вверх руками быстро чертить круги по воздуху в противоположных направлениях.

Правая ладонь — на затылке, левая рука вытянута в сторону. Наклониться в левый бок и потянуться пальцами к полу. Сделать аналогичное движение вправо.

Из позы на коленях — руки вперёд, присесть боком сперва вправо, потом влево. Пальцами тянуться в противоположную сторону.

Встать на четвереньки:

Одну руку вытянуть вперёд и немного наклонить корпус в соответствующую сторону. Выполнить три маха этой рукой вперёд-назад. Сменить руку.

Предплечья соединить и прижать к полу. Отвести попу вправо и посмотреть на правое же бедро. Теперь — в другую сторону.

Одну руку вытянуть вперёд единовременно с соответствующим коленом. Наклониться в противоположную сторону, пытаясь дотянуться лбом до второго колена. И — наоборот.

Сесть по-турецки:

Ладони тыльной стороной прижать к затылку, совершать ритмичные повороты корпуса в сторону, не двигая нижнюю часть туловища.

Из положения, как в предыдущем упражнении делать боковые наклоны.

Встать, ноги на ширине плеч:

Наклониться вперёд с круглой спиной и повисеть, болтая руками.

По возможности дотянуться пальцами до пола; оттянуть одну руку в сторону и вверх, устремляясь корпусом за нею, а второй по прежнему касаться пола.

Закинуть ладошки за затылок, наклониться вперёд и так поворачивать верх туловища влево-вправо.

Согнуть руки у груди, чтоб локти оказались повыше кистей, и сделать несколько пружинящих отмашек — рывков локтями. Можно сочетать их с поворотами.

Руки поднять и чертить ими круги в одном направлении. Затем поменять направление.

В завершение ребёнок должен проползти несколько метров по комнате по-пластунски. Это партизанское упражнение обычно обчень впечатляет мальчишек.

Каждое упражнение выполняется шесть-двенадцать раз. Начать можно с минимального количества повторений, а потом постепенно увеличить продолжительность гимнастики.

Источник spinainfo.ru

Сегодня даже дети ведут малоподвижный образ жизни. Это способствует возникновению заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки у детей дошкольного возраста также не редкость. Причины кроются не только во врожденных аномалиях. Большинство родителей не обращают внимания на то, как их ребенок держит спину.

Искривление позвоночника приводит к тому, что дети становятся сутулыми, у них появляются боли в спине, мигрени, развивается астеновегетативный синдромом. Искривление позвоночника встречается у 15-17% дошкольников. Поэтому родители должны знать, как предупредить деформацию спины у ребенка и как лечить патологию, если она уже сформировалась.

Почему портится осанка?

Изменение осанки у ребенка – это смещение позвонков, вызванное структурными, функциональными сбоями в работе скелетно-мышечной системы.

Причины возникновения подобных патологий у детей делят на врожденные и приобретенные.

Врожденные причины обусловлены внутриутробными сбоями в развитии позвоночника (появление лишних позвонков, их клиновидное деформирование), миотоническим синдромом, системными патологиями соединительной ткани. Заболевания спины могут появляться при родах, когда травмы приводят к кривошее или подвывиху шейных позвонков.

В 90% случаев вследствие приобретенных нарушений. Факторы, провоцирующие изменение осанки:

Приобретенное искривление позвоночника у дошкольников может возникать на фоне плоскостопия, рахита, полиомиелита, вальгусной деформации стопы, остеомиелита, травм позвоночного столба или туберкулеза. Часто неправильное положение корпуса принимают дети, которые страдают от заболеваний зрительной системы, слухового аппарата. Изменению естественного положению тела способствует лишний вес, дефицит питательных веществ, отсутствие режима, соматическое недомогание, недостаточность физического развития.

Видео

Зарядка для правильной осанки

Как распознать нарушения осанки — основные симптомы

Первый признак изменения осанки – внешний вид ребенка. Это проявляется выпячиванием некоторых частей тела, включая живот, сутулостью, опущением плеч, уплощением ягодиц, круловидностью лопаток.

Характеризуется асимметрией тела. При этом малыш постоянно наклоняет голову в сторону, а его плечи, соски находятся на неодинаковой высоте. На проблемы с позвоночником указывает недоразвитость мускулатуры скелета, слабость мышц.

Кифоз и лордоз проявляется выпиранием живота, наклоном плеч, головы вперед, сильным разгибанием ног в коленях. При плоской спине отвисают брюшные мышцы, грудь выпячивается вперед, лопатки становятся крыловидными, а наклон таза уменьшается. Когда позвоночник плоско-вогнутый, сужается грудная клетка, а ягодицы и живот выходят вперед.

Нарушения осанки у детей способствуют возникновению косвенных признаков, обусловленных сбоями в работе органов и систем:


Диагностика нарушений осанки

Проводить осмотр ребенка при дегенеративно-дистрофических патологиях спины должен ортопед или вертебролог. Полное исследование детского организма подразумевает использование инструментальных и клинических методик.

Изначально нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста определяется посредством визуального осмотра. Врач изучает положение тела сбоку, сзади, спереди. На искривление позвоночного столба указывают следующие симптомы:

Чтобы удостовериться в наличии нарушений, врач измеряет расстояние между основными параметрами: шейные позвонки – нижний угол лопаток, длина конечностей. При необходимости доктор рассчитывает плечевой индекс.

Информативным диагностическим мероприятием при искривлении осанки у дошкольников считается тест Адамса, при котором ребенок наклоняет туловище вперед. Исследование позволяет определить присутствие ротационного компонента, указывающего на сколиотический синдром, и проверить состояние позвоночных изгибов.

Точным способом обнаружения дистрофических и деструктивных процессов в спине у детей считается инструментальная диагностика – МРТ, КТ либо рентген позвоночника.

Как исправить осанку ребенку?

Лечение нарушения осанки у детей школьного и дошкольного возраста должно быть комплексным. Медицинские мероприятия подразумевают применение мануальной терапии, ЛФК, ношение корректирующего корсета, массаж, плавание.

В домашних условиях формирование красивой и правильной осанки у детей дошкольного возраста осуществляется родителями.

Им необходимо постоянно контролировать ребенка во время сидения, хождения и ежедневно заниматься с ним спортом.

Корректирующий корсет

Эффективный метод коррекции или исправления осанки у маленьких детей – ношение специального приспособления. Лечебный корсет – это ортопедическое устройство выравнивающее позвоночник, используемое для терапии и профилактики заболеваний спины.

Ношение приспособления назначается в возрасте 6-13 лет. С помощью корректора можно устранить видимые патологические искривления позвонков, предупредить рецидив заболевания.

Корсет подбирается по врачебным показаниям индивидуально для каждого ребенка. Корректирующее устройство показано при:

  • кифосколиозе;
  • вертебральных расстройствах легкой степени;
  • сколиозе;
  • радикулопатии;
  • лордозе;
  • сутулости.

Чтобы исправление осанки у детей с помощью корректирующего корсета принесло быстрый лечебный эффект, ношение устройства нужно совмещать с плаванием, массажем, занятиями спортом.

Лечебная физкультура

Нарушение осанки у детей подразумевает обязательное выполнение специальных упражнений. Лечебная физкультура укрепляет мышцы спины, предупреждает дальнейшее прогрессирование дегенеративно-дистрофических процессов, способствует правильному формированию скелета.

Для выравнивания осанки у ребенка занятия лечебной гимнастикой должны проводиться систематически. Предпочтение отдается упражнениям, разрабатывающим грудную клетку, брюшной пресс, сближающим лопатки, укрепляющим продольные мышцы спины. Поэтому положения во время выполнения ЛФК могут быть различными: лежа на животе, спине, стоя, сидя.

При деформации и искривлении осанки у детей, склонных к сутулости, округлению спины особенно полезно интенсивное прогибание тела с акцентом на грудную клетку. При синдроме крыловидных лопаток, смещенных вперед плечах необходимо ежедневно делать круговые вращения руками назад. Не менее полезно сгибать конечности к плечам, отводить их назад и прижимать к затылку.

Лечебная физкультура и гимнастика при свисающих плечах базируется на следующих упражнениях:


При формирующемся лордозе полезно лежа на спине попеременно поднимать прямые ноги кверху, делать упражнение «велосипед», перекатываться на спине. Для укрепления мышц ягодиц следует сгибать ноги в тазобедренном суставе.

Для повышения лечебной эффективности физической культуры, во время занятий рекомендовано использовать гимнастические снаряды – палка, легкие гантели, мяч. Не менее полезны упражнения на равновесие.

Мануальная терапия и массаж

Мануальная терапия назначается, если имеется смещение позвонков и боль в спине. При искривлении осанки терапевт сочетает легкую технику воздействия с ЛФК.

Во время лечения не выполняются силовые и ударные приемы. В процессе сеанса специалист задействует не больше двух позвонков. Процедура проводится 1-2 раза в неделю.

Чтобы укрепить мышцы, поддерживающие осанку, после прохождения курса мануального лечения рекомендуется электростимуляция мышц, гимнастика и массаж.

Последний эффективно устраняет сутулость у детей.

Если массаж ребенку делает специалист, то уже после проведения нескольких процедур будет заметен положительный результат:

Спорт

Приобретенное искривление осанки у ребенка возможно устранить, если у него будет присутствовать ежедневная двигательная активность. Лечебный комплекс упражнений и спорт являются наиболее эффективными способами коррекции осанки.

Лучшие виды физической активности и их преимущества для детей описаны ниже в таблице:

Вид спорта Лечебное действие
Гимнастика Активизация кровообращения, развитие и укрепление структур позвоночника, корректирование деформированных участков спины
Плавание Разгрузка позвоночника, укрепление и тонизация мышечного корсета, улучшение двигательной координации, формирование подходящих условий для развития позвоночника
Конный спорт Тренировка равновесия, устранение мышечных спазмов, укрепление всех мускулов спины, нормализация обменных процессов в межпозвоночных дисках, стимуляция кровообращения
Танцы Развитие координации движений, исправление осанки, формирование правильной походки, поддержка мышц в тонусе
Йога Выравнивание позвоночника, укрепление и растяжение мышечного корсета скелета, устранение застойных явлений

Последствия плохой осанки

Сутулость у ребенка, влекущая за собой искривление осанки, приводит к развитию ряда осложнений. При заболеваниях позвоночного столба происходит сдавливание, опущение органов и нарушение работы жизненно важных систем организма.

Изменение осанки приводит к уменьшению объема легких, сбою в кровообращении, кислородному голоданию. Поэтому малыш постоянно чувствует себя уставшим, у него ухудшается память, появляется одышка, частые головные боли.

Прогрессирование патологий локомоторной системы у детей дошкольного возраста приводит к остановке или замедлению физического развития. Также не лечение детского сколиоза, кифоза либо лордоза может закончиться инвалидностью.

Профилактика

С целью предупреждения возникновения изменения осанки у дошкольников родителям стоит усвоить несколько важных правил. Детей грудного возраста нельзя постоянно укладывать или усаживать на мягкие перины или подушки. Лучше с раннего возраста приучать маленького человечка спать на жестком ортопедическом матраце.

Не стоит упорно учить малыша сидеть или ходить, если его тело еще не подготовлено к этому. Новорожденных детей нужно периодически укладывать на живот во время бодрствования. Также нельзя водить или держать малыша только за одну руку.

Профилактика нарушения осанки у детей подразумевает выполнение ряда других правил:


Чтобы сформировать красивую осанку, дошкольникам следует регулярно заниматься физкультурой.

Особенно полезно висеть на подвесной лестнице или шведской стенке.

Сегодня у каждого десятого школьника при поступлении в первый класс диагностируют нарушение осанки, а после окончания школы такой диагноз слышит каждый четвертый. Около 70% детей имеют нарушения осанки, а 10% - боковое искривление позвоночника или сколиоз. Возникновение данной патологии Гиппократ объяснял - нарушением мышечного равновесия.

Осанка - это поза непринужденно стоящего человека, определяющаяся способностью без напряжений держать прямо голову и корпус. Осанка всецело зависит от положения позвоночника и как именно его в вертикальном положении удерживает мышечно-связочный аппарат. У детей с неправильной осанкой грудная клетка кажется запавшей за счет сведенных плечевых , голова наклонена вперед.

Правильную осанку можно охарактеризовать такими показателями:

  • положение туловища и головы в вертикальном положении;
  • нижние конечности выпрямлены в коленях и развернуты в тазобедренных суставах;
  • грудная клетка «развернута»;
  • плечи слегка отведены назад;
  • живот подтянут.

Следить за правильностью формирования осанки следует не только из эстетических соображений. Если осанка искривлена, то это может повлечь за собой психические и физические заболевания разной степени проявления, а также существенное снижение .

Как правило, нарушение осанки появляется в период бурного роста: 5-8 и 11-13 лет. В этот период мышцы и кости существенно увеличиваются в длину, а механизм поддержания позы приспосабливается к происходящим изменениям с небольшой задержкой. Наблюдаются отклонения в основном у детей семи - восьми лет.

Множество факторов провоцируют искривление позвоночника, к примеру:

  • Отрицательно сказываются на формировании позвоночника болезни и неправильное питание, так как они нарушают рост и правильное развитие костной, мышечной и хрящевой тканей.
  • К значимым факторам относят врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата. Увеличение поясничного изгиба практически неизбежно, если в тазобедренном суставе есть двусторонний врожденный вывих.
  • Склонность к отклонениям увеличивается при неравномерном развитии определенных групп мышц, особенно при всеобщей слабости мускулатуры. К примеру, если плечи опущены к низу - это свидетельствует о том, что трапециевидные мышцы спины работают недостаточно. Если плечи вытянуты вперед - это говорит о преобладании грудных мышц и слабенькой силе мышц, сближающих лопатки.
  • Перегрузка односторонней работой определенных мышц, также играет важную роль в формировании осанки, к примеру, неправильное положение туловища во время занятий, игр.

Все вышеуказанные причины усиливают или ослабляют существующие изгибы позвоночника, впоследствии, изменяется положение лопаток и плеч, положение тела становится асимметричным. Постепенно неправильная осанка становится привычной и может закрепиться. Обязательно присмотритесь к своему ребенку!

Положение сидя

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок сидел за столом правильно, не подкладывал одну ногу под себя, не сутулился, не косился, опираясь на локоть. Неправильным положением тела является и посадка, при которой туловище наклонено в сторону, повернуто или согнуто вперед. Причиной может быть далеко отставленный от стола стул, или слишком низкий стол (парта). Возможно книга, изучаемая ребенком, отодвинута далеко.

Привычка сидеть с высоко поднятым правым плечом, неизбежно приведет к формированию асимметричного положения плечевого пояса. Стол, за которым занимается Ваш ребенок, не должен быть для него высоковатым, низковатым. Левая рука не должна свисать со столешницы, а такое часто встречается, если стол круглый.

Положение стоя

Наиболее частой причиной формирования асимметричного положения тела является привычка стоять, отставляя полусогнутую ногу в сторону.

Гиподинамия

Именно гиподинамия (снижение силы мышечных сокращений и двигательной активности) является одной из основных причин нарушения детской осанки. Как это ни печально, но ХХ век не безосновательно можно назвать веком сидячего человека, или даже сидячей цивилизацией. Развитие крупных городских агломераций, современного транспорта, все новых машин, облегчающих труд дома, в школе - все это приводит к кардинальным изменениям образа жизни.

Начиная с трехлетнего возраста многие малыши вливаются в ряды групп умственного раннего развития, а далее этот процесс движется по нарастающей. С ранних лет дети приобщаются к просмотру видеопродукции, телевизора, уличные подвижные игры заменяют виртуальными. Опорно-двигательный аппарат при этом сознательно «выключается».

Физическое здоровье мышц и скелета от этого бездействия явно страдают. День ото дня они становятся все более слабыми и притягивают к себе множество патологий. Однако ребенок должен развиваться гармонично, а физическому развитию ни в коем случае нельзя позволять отставать.

Как вовремя распознать нарушение осанки у детей?

Главные признаки этогопатологического состояния следующие : При осмотре со спины, когда ребенок стоит: лопатки и плечи должны находиться на одном уровне. Подъягодичные складки позвоночника - на одном уровне.

При осмотре спереди следует отметить на одном ли уровне соски и ключицы. Можно выявить со стороны и вялую осанку, сутулость. Это возможно определить на глаз, а можно воспользоваться специальными тестами.

  1. Поставьте ребенка спиной к стене, ягодицы, лопатки, затылок - соприкасаются со стеной. Затем ребенок делает шаг вперед, при этом сохраняет правильное положение. Если Вы обнаружили искривление, то уложите малыша на твердую, ровную поверхность лицом вниз, а руки вытянуты вдоль туловища. Если в положении лежа искривление позвоночного столба не сохраняется, то в данной ситуации нарушение осанки, которую можно исправить.
  2. Ноги стоят прямо, ребенок наклоняется вперед, руки должны коснуться пола. Во время наклона, на спине выпячивание реберных бугров происходит строго симметрично слева и справа.
  3. Плечи зафиксированы, а центром подбородка с поворотом не менее 80-90 градусов необходимо коснуться плеча.
  4. Тест для мышц. Уложите ребенка на кушетку, лицом вниз, часть тела выше бедер должна находиться на весу вне кушетки, ноги придерживайте. Горизонтальное положение туловища ребенок должен удержать. В норме для 5-6 лет - 30-60 секунд, для 7-10 лет - 1-1,5 минуты, для 12-16 лет - от 1,5 до 2,5 минут. Этим тестом определяется способность Вашего ребенка к длительным напряжениям мышц спины.

После того как Вами в домашних условиях были выявлены слабость мышечной системы или нарушения осанки, настоятельно рекомендуем проконсультироваться с ортопедом. В случае необходимости будут назначены дополнительные методы исследования: электромиография, рентгенография, топографическая фотометрия (метод, появившийся не так давно).

Как предотвратить возникновение проблем с осанкой?

Основным условием правильной осанки является правильное развитие организма. Общепринятой нормой является соблюдение общего гигиенического режима: пребывание на свежем воздухе, регулярный прием пищи, чередование отдыха с занятиями. Укреплять мышечный корсет следует с первых дней рождения. Но ни в коем случае не торопите физическое развитие, к примеру, садить ребенка, если он еще не сидит, или заставлять ходить, чтобы обогнать сверстников. В дальнейшем чрезмерная ранняя вертикальная нагрузка способна призвести к возникновению ортопедических заболеваний. Если Ваше чадо и не собирается сидеть или ходить, то пускай он по максимуму двигается в положении лежа, или ползком.

Старайтесь заниматься с ребенком физическими упражнениями, поскольку недостаток физической активности становится основным препятствием развитию мышечного корсета. Крепость мышц спины и брюшного корсета при быстром росте необходимы. Если физические упражнения подобраны правильно, то они предупредят нарушение осанки или помогут ее определить.

Несколько советов по подбору упражнений:

  • Если есть склонность к сутулости, то спину следует разгибать до положения максимально выпрямленного;
  • Если плечи сведены вперед - выполняйте с детьми круговые движения одновременно двумя руками назад, сгибание рук на затылок, к плечам, отведение их назад;
  • Если плечевые суставы «свисают» - поднимание плеч, отведение рук через стороны вверх, с противодействием вытягивание рук вверх;
  • Правильной осанке способствуют упражнения на равновесие. Например, ходьба по бревну, скамейке с отведенными руками в стороны.

Для самых маленьких все упражнения должны носить игровой характер. Например, ребята с огромным удовольствие вытянут и выпрямят позвоночник, если их попросить показать ровненький столбик, или исправить поясничный лордоз помогут «прыжки лягушонка» и т. д. Дошкольники способны выполнять множество более сложных упражнений, главное красиво их припрятать за игровой формой.

Очень благоприятно будут влиять на осанку ребенка выработанная привычка начинать и завершать день упражнениями для укрепления мышц спины, брюшного пресса. Желательно заинтересовать детей проблемой их осанки, приучить думать о ней в течение дня, во время занятий и отдыха. Можно предложить ребенку следить не только за собственной осанкой, но и за положением спины и плеч товарища. Такое соревнование может выработать привычку следить за осанкой.

Приведенные выше советы являются скорее методами профилактики, так как они, в первую очередь, полезны здоровым детям. Если у ребенка обнаружены нарушения осанки, то необходимо, чтобы врач подобрал индивидуальный комплекс упражнений. Процесс лечения патологий опорно-двигательного аппарата сложный, длительный, требующий значительных усилий. Случается, что лечебные мероприятия и проблемы с осанкой делают недоступными некоторые стороны детской «общественной» жизни, поэтому лучше предупредить возникновение проблем с осанкой, нежели потом лечить.

Поддерживайте интерес ребенка к спортивным занятиям, к гимнастическим упражнениям и никогда не узнаете о проблемах нарушения осанки. Научите своего ребенка жить здорово!

ХХI, как и XX, век не без оснований называют веком человека сидячего и даже сидячей цивилизации. Развитие современного транспорта, образование крупных городских агломераций, появление все новых машин, облегчающих труд на производстве, дома и в школе - все это привело к кардинальному изменению образа нашей жизни. Подсчитано, что мы с вами сидим до 15 часов в сутки, сознательно «выключая» одну из важнейших систем нашего организма - опорно-двигательный аппарат. Это бездействие не может не сказаться на состоянии и физическом здоровье скелета и мышц. Слабея день ото дня, они страдают от множества патологий, хорошо знакомых ортопедам, терапевтам и, к сожалению, педиатрам.

Причины нарушений

Гиподинамия (снижение двигательной активности и силы мышечных сокращений) наблюдается и у взрослых, и у детей, которые даже в школу предпочитают ездить на транспорте, а не ходить пешком. Несколько часов на уроках, затем внеклассные занятия, часто не связанные со спортом, - здесь много не побегаешь. Приплюсуйте к этому домашнее сидение за выполнением домашних заданий, у компьютера, телевизора - и увидите, что на активный отдых времени не остается.

Результаты подсчетов неутешительны: уроки физкультуры (2 часа в неделю) иногда бассейн, ритмическая гимнастика или модные у мальчишек школы восточных единоборств - вот и все. В плотном распорядке дня школьника нет места ни для прогулок, ни для игр на свежем воздухе.
Современные дети растут и созревают быстрее, но их физическое здоровье слабеет. Не способствуя развитию ловкости и подвижности, сидячий образ жизни влечет за собой гипоксию и ослабление иммунитета.

Примерно у 70% детей имеются нарушения , а у 10% - , или боковое искривление .

Нарушения и

Имея возможность присмотреться к своим чадам за время летних каникул, многие родители замечают у них нарушения , и при обращении к врачу кое-кто безапелляционно заявляет: «У меня ребенок горбатый».
Между тем среди «горбатых» детей есть ребята с дефектами (отклонениями от нормы в выпрямленном положении тела) и связанными с этим недостатками физического развития или ограниченной свободой движений, и есть те, у которых при первом же обследовании выявляется выраженное искривление - .

Естественные и его деформации

Обследование

  • до 30% искривления - I степень;

  • до 60% искривления - II степень;
  • до 90% искривления - III степень;
  • более 90% - IV степень.

Идеальная имеет незначительный изгиб вперед, грудной незначительно назад, вперед, таз уходит несколько назад. Гипер возникает если изгиб выражен чрезмерно. -Гипер характеризируется увеличением изгибов в и в грудном отделах , в шейном нарушений нету. «Вялая» характеризируется увеличением всех изгибов .
При «Плоской» спине изгибы отсутствуют, спина прямая как "доска", в то время как при «круглой» спине имеет вид дуги.

Если при наклоне вперед со стороны спины, с одного боку выпирают ребра - это сколиотическая . Стоит отличать от сколиотической . Большинство случаев сколиотической можно полностью вылечить при своевременном обращении к специалисту, но если уже возник лечение гораздо сложнее и эффективность гораздо ниже.

Нарушения в осанке опасны своими последствиями, из-за неправильного формирования может возникнуть , , , при патологической осанке начинает быстро стареть, развивается , , межпозвоночные грыжи, ВСД. Своевременное обращение к специалисту поможет ребенку избежать серьезных последствия в будущем.

Как показывает статистика , 80-95% школьников имеют нарушения в осанке, а также тот факт, что «помолодел» свидетельствует о том, что уделяется мало внимания в детском возрасте, когда еще можно чем-то помочь.

Поводом для обращения к специалисту могут быть:

  • Жалобы ребенка на боли в спине или грудной клетке, болезненность при ходьбе, боль в стопочках;
  • Асимметрия, изменение изгибов ;
  • Сутулость при сидении за столом;
  • Явное искривление ;
  • Лежа на животе - разная длина ног;
  • Частые простудные заболевания;
  • Другие возможные нарушения;
  • Тест 1: наклон вперед, прямые ноги, руками нужно коснуться пола. При наклоне, если смотреть на спину, выпячивание реберных бугров вдоль , должно быть строго симметрично справа и слева, в противном случае необходимо обратится к врачу;
  • Тест 2: Центром подбородка коснуться (поворот должен осуществляться в шее таким образом, чтобы плечи были зафиксированы), поворот головой вправо и влево должен быть равен 80-90 градусов.

Наличие хотя бы одного симптома, свидетельствует о серьезных нарушениях в организме ребенка.

лечение

Из истории: Гиппократ объяснял возникновение деформации - нарушением мышечного равновесия.
В настоящее время благодаря современным инструментальным методам и остеопатическим техникам диагностики большой процент идиопатических (неизвестного происхождения) сколиозов уменьшается. возникает в результате недоразвития, деформации или аномалии развития (клиновидные ), ребер, мышц или связок, что собственно или опосредованно вызывает торсии . Нарушения с остеопатической точки зрения возникают в результате нарушения взаиморасположения суставных поверхностей, в результате чего блокируются зоны роста и происходят аномалии формирования . С этой точки зрения вполне объясняется механизм не способности консервативных методов ортопедии и неврологии, затормозить прогрессирования костных деформаций. Для предотвращения прогрессирования , необходимо устранить блокирование зон роста , в частности восстановить подвижность позвоночно-двигательного сегмента. Подобные манипуляции в данное время использует только манипуляционная медицина.

Основной причиной развития является клиновидная деформация тел в передних и боковых отделах. Деформированные под действием механических сил нагрузки подвергаются скручиванию (торсии). Меняется положение отростков , суставных поверхностей, расположенных на них ребер, прикрепляющихся к позвонкам, изгибается, нарушается биомеханика. В процесс также вовлекаются межпозвоночные диски, это важно в плане осложнений межпозвоночными грыжами. также поражает связочный аппарат, мышцы спины, нервную систему, а также кости таза (проявляется перекошенным тазом), внутренние органы (они смещается, изменяется жизненная емкость легких, нарушаются функции сердца и дыхательной систем и др.).
В связи с влиянием на все органы и системы тела человека, его чаще называют сколиотической болезнью.

Симптомы

В грудном возрасте ребенок лежит в С-образной позе, плохо поворачивает голову, не редко имеет такие заболевания как дисплазия ТБС и кривошея.

Рентгенологически различают такие степени сколиозов:

По величине угла все виды подразделяют на четыре степени деформации:

  1. — угол искривлении до 5—10°;
  2. II степени — угол до 25-30°,имеется легкая торсия ;
  3. III степени — угол 40— 50°, имеется значительная торсия и реберный горб;
  4. — угол искривления более 40 -50°.

Условно различают четыре степени развития деформации:

Первая степень — порок вследствие мышечной слабости — миопатии и недостаточности развития связочного аппарата. Заболевание развивается в результате дистрофических процессов на почве рахита и других заболеваний, вызывающих слабость нервно-мышечного аппарата. Деформация выражена незначительно и исчезает в положении лежа. Торсия едва заметна. Она выявляется по небольшому отклонению в сторону остистых отростков, что определяется рентгенологически.

Вторая степень — боковое искривление позвоночного столба. Деформация не фиксированная. Торсия — скручивание их вокруг продольной оси выражена значительней, в прилежащих отделах позвоночного столба появляются компенсаторные искривления. Рентгенологически определяется деформация тел на вершине искривления. Сколиотическое искривление частично устраняется после нескольких курсов лечения специалистом.

Третья степень — выраженный с отчетливым компенсаторным искривлением. Деформация фиксированная. Имеется выраженная торсия — поворот их тел вокруг вертикальной оси по направлению к выпуклости позвоночного столба, что вызывает формирование реберного горба вследствие вторичных изменений ребер. Рентгенологически на вершине искривления выявляются клинообразно измененные , межпозвонковые щели на вогнутой стороне сужены, на выпуклой расширены.

Четвертая степень — резко выраженная фиксированная деформация с тяжелой торсией и некорригирующимся реберным горбом. Деформация обезображивает туловище, вызывает его скручивание и отклонение. Реберный горб формируется сзади и спереди. Отмечается деформация таза, положение ног асимметричное.
Рентгенологически определяются клиновидные и торсионно измененные , межпозвонковые щели неравномерные, выражены явления деформирующего спондилоартроза.

По происхождению различают две группы сколиозов:

  • первая группа включает врожденные и диспластические ,
  • вторая — приобретенные.

По классификации Кобба подразделяют на пять групп.

  • В первую группу входят , в основе которых лежит слабость мышечно-связочного аппарата, т. е. миопатического происхождения (например, вследствие рахита).
  • Вторая группа включает в себя , возникающие в результате заболевания центральной и периферической нервной системы, т. е. неврогенные (например, после полиомиелита, спастического паралича, сирингомиелии, , люмбоишиалгии и др.).
  • Третью группу составляют диспластические , т. е. , возникшие на почве аномалий развития и ребер.
  • В четвертую группу включены , развивающиеся в результате заболеваний грудной клетки (например, вследствие эмпиемы плевры, послеожоговых рубцов и др.).
  • Пятую группу составляют с неизученной до конца этиологией, т. е. идиопатические .

В практике делят на две группы:

  • Врожденные или диспластические (аномалии развития скелета — клиновидные добавочные пли недоразвитые , их сращение, расщепление тел или дуг , сращение ребер на одной стороне, врожденные изменения в области IV— V и I крестцового и др.).
  • И приобретенные (компенсаторные, паралитические, травматические, рубцовые, рефлекторно-болевые, кифосколиотические, рахитические, сирингомиелические и др.).

Диагностика

Увеличение дуг сколиотического искривления определяют с помощью сколиозомера или измерением углов искривления по рентгенограмме. Большое значение для диагностики имеет рентгенологический метод исследования, позволяющий выявить ранние признаки заболевания, а также причины, способствующие его дальнейшему развитию (дисплазия поясничного отдела позвоночного столба, добавочные полу, конкресценция тел , сращение ребер и др.).

Определение угла легло в основу клинико-рентгенологической его классификации. Угол устанавливают по рентгенограмме, снятой в переднезаднем направлении, следующим образом. Выше и ниже первичной кривизны определяют два нейтральных с равномерной на всем протяжении межпозвонковой щелью и параллельными соответствующими поверхностями . Через вершину верхнего и основание нижнего в поперечном направлении проводят две линии. Из середины верхней линии через центр нейтрального опускают перпендикуляр, а из середины нижней линии восстанавливают перпендикуляр.

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз . Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие ).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.


Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!