Аюрведические методы лечения. Аюрведа - лечение. Аюрведические теплые масляные компрессы Пижичил

Аюрведическое лечение нацелено на восстановление равновесия вата-питта-капха. Согласно учению аюрведа, лечение также предполагает предварительный вывод из организма накопившихся токсинов. Существует несколько методов лечения заболеваний.

Эмоциональная разрядка

Раздражение, страх, беспокойство, нервозность, зависть, жадность - это обычные человеческие чувства. Большинство людей привыкли с детства скрывать эти эмоции и подавлять их естественное выражение.
Страх связан с ватой, раздражение - с питтой, жадность и зависть - с капхой. Подавляя страх, мы нарушаем работу почек: подавляя гнев, нарушаем работу печени; подавляя жадность, вызываем сбои в работе сердца и селезенки.
Аюрведа учит не подавлению этих эмоций, что приводит к дисбалансу в организме, а разряжению от них. Аюрведический способ борьбы с отрицательными эмоциями заключается в наблюдениями за ними. Например, при появлении признаков раздражения нужно полностью отдавать себе в этом отчет и следить за развитием данного чувства от начала до конца. Благодая такому наблюдению, можно познать природу раздражения, тем самым давая ему возможность улетучиться.

Панчакарма

При различных недомоганиях (избыточность слизи в грудной клетке, желчь в кишечнике, капха в желудке или газы в толстой кишке) используют физический вывод шлаков.
Панчакарма - очищение тела, ума и эмоций с помощью пяти («панча» - пять) процедур («карма» - действие). В пять процедур входят рвота, послабление, клизма, носовая терапия, кровопускание.

Лечебная рвота (вамана). Рекомендуется при гиперемии легких, вызывающей приступы бронхита, кашля, простуды, а также при застарелой астме, кожных заболеваниях, диабете, лимфатической непроходимости, хронической диспепсии, водянке, эпилепсии (между приступами), застарелых заболеваниях пазух и рецидивах тонзиллита.
Лечебная рвота помогает вывести излишнюю капху. Сначала принимают 3-4 стакана лакричного или настоенного на корне аира чая, после чего трением языка вызывается рвота, которая высвобождает эмоции. Либо утром перед тем, как чистить зубы, принимают 2 стакана подсоленной воды, которая обостряет состояние капхи. Затем, чтобы вызвать рвоту, трут язык.

Послабление (виречана). Рекомендуется при обильном выделении желчи и ее скоплении в желчном пузыре, печени или кишечнике, кожных болезнях, геморрое, подагре, желтухе, гельминтах.
Послабление помогает вывести излишнюю питту. Лечение заключается в приеме слабительного, например, чая из листа сенны (для типа питта и капха), стакана горячего молока с 2 чайными ложками топленого масла (для типа вата и питта). Слабительное принимают перед сном. Важно при этом соблюдать диету: не следует есть пищу, которая отягощает преобладающий телесный сок или приводит к дисбалансу трех соков. Слабительное нельзя давать людям со слабым агни, страдающим острым жаром, поносом, тяжелыми запорами или кровотечением прямой кишки, а также при наличии инородного тела в желудке, после принятия клизмы, при истощении и ослаблении организма.

Клизма (басти). Устраняет недуги ваты: запоры, вздутия, застарелый жар, простуду, половые расстройства, почечные камни, боли в сердце, рвоту, поясничную, шейную боль и повышенную кислотность, ишиас, артрит, ревматизм, подагру.
Аюрведическое промывание состоит из ввода в прямую кишку снадобий вроде кунжунтного семени, масла из аира, либо травяных отваров.
Медикаментозные клизмы нельзя принимать при поносе или кровотечении прямой кишки. Масляное промывание противопоказано при хронической диспепсии, кашле, одышке, поносе, диабете, малокровии, а также детям моложе 7 лет и старикам.
Травяные клизмы нельзя применять при остром жаре, поносе, простуде, параличе, боли в сердце, болях в животе и истощении.
Содержимое масляных и травяных клизм следует удерживать минимум 30 минут, лучше удерживать дольше.

Носовая терапия (насья). Помогает устранять расстройства праны (жизненной силы), влияющие на высшую нервную деятельность и на сенсорные и двигательные функции организма. Показана при сухости носа, гиперемии гайморовых пазух, охриплости, мигренях, судорогах и некоторых заболеваниях глаз и ушей.
Различают очищающую насью (сухой порошок травы готу-кола), питательную насью (топленое масло гхи, растительные масла, соль), успокоительную насью (сок алоэ, теплое молоко, сок корня спаржи)
Необходимо лечь на стол, запрокинув голову. Ввести 5 капель масла или отвара в каждую ноздрю. Оставаться в таком положении минуту или больше. Дыхание можно сочетать с массажем носа, для чего мизинец окунают в емкость с соответствующим маслом и вводят в каждую ноздрю как можно глубже, вращая палец сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.
Носовую терапию не рекомендуют после купания, еды, занятия сексом или питья спиртных напитков.

Кровопускание (рактамокша). Рекомендуется при рецидивах кожных заболеваний - крапивной лихорадки, сыпи, экземы, прыщей, чесотки, лейкодермы, застарелого зуда и крапивницы; а также при увеличении печени и селезенки и при подагре.
Питта обнаруживает себя в шлаках крови, так что при многих расстройствах питты (сыпь, прыщи) токсины обращаются в кровеносной системе. Поэтому для большинства недугов питты небольшое пускание крови из вен позволяет снизить давление, вызываемое присутствием токсинов в крови. Кровопускание к тому же стимулирует антитоксические вещества в кровотоке, которые способствуют укреплению иммунного механизма в системе крови. При этом нейтрализуются яды, что позволяет вылечить многие болезни крови и костей.
Кровопускание противопоказано при анемии, истощении и слабости организма. Эта процедура не рекомендуется детям и старикам.
Чай из корня лопуха - хороший очиститель крови. При связанных с кровотоком недугах вроде аллергии больному на ночь нужно выпить молочное слабительное, чтобы на следующий вечер приступить к лечению чаем из корня лопуха. Чай заваривается из расчета одна ложка порошка на одну чашку и принимается каждый вечер.
Также очищают кровь шафран, порошок сандалового дерева, куркума, порошок корня аира. Благоприятно действуют гранатовый и апельсиновый соки, их можно употреблять после процедуры кровопускания.

Успокоение

Успокоение включает нейтрализацию токсинов посредством разжигания агни и стимуляции пищеварения голоданием. Токсины можно обезвредить также приемом жгучих острых трав (черный перец, имбирь). Другие средства нейтрализации - длительное воздержание от пищи и воды, физические упражнения, солнечные и воздушные ванны.

Когда именно зародилась наука Аюрведа, точно неизвестно. В Индии, Непале, Бирме и Индонезии она повсеместно практикуется и по сей день. Но и в других странах мира растет количество приверженцев Аюрведы.

Что такое аюрведа — принципы лечения

Являясь неким симбиозом философской системы санкхьи и науки, она используется в указанных странах для диагностики, лечения и профилактики самых разных хворей. Но что такое Аюрведа и в чем ее секреты? Как стоит понимать ее? Эта наука особенная, так как ее принципы базируются на естественности и простоте, поэтому она доступна каждому, независимо от страны проживания, вероисповедания и жизненных взглядов. Науку повсеместно практикуют сикхи, буддисты, и индуисты.

Аюрведа – что это?

Само слово «аюрведа» с санскрита переводится как «наука жизни и долголетия» («аюс» – жизнь, «веда» – знание) . Но неправильным будет считать, что это всего лишь наука. Это и философское течение, и система медицины, и образ жизни. Принято считать, что на ее основе возникли главные направления медицины, в том числе Китайская и Тибетская. Упоминания об Аюрведе можно отыскать, прежде всего, в Ведах, но также и в Махабхарате, Пуранах, Тантрах, Упанишадах, Йога-шастрах. Некоторые источники предполагают, что этому научно-философскому направлению не менее пяти тысяч лет.

Да, с помощью аюрведических знаний можно без применения каких-либо сложных диагностических методов точно выявить заболевание и вылечить его . Но основная цель – это предотвращение развития недуга, то есть профилактика. Аюрведа учит умению поддерживать здоровье путем гармонизации души и тела, уравновешивания первоэлементов, спокойствия и взаимопонимания с окружающей средой. Только умиротворение может обеспечить баланс физического и духовного. При этом, данная наука не накладывает строгие ограничения и не навязывает что-то. Она всего лишь рекомендует, что можно делать для поддержания здоровья.

Для того, чтобы предотвратить недуги, Аюрведа предлагает искать причины заболеваний, обращая внимание на тесную связь нехороших мыслей с телесными нарушениями.

Трактаты, посвященные аюрведическим знаниям, выделяют восемь направлений этой научно-философской системы, каждая из которых занимается своей областью медицины:

  • Каумара Бхритья – педиатрия. В этом направлении уделяется внимание беременности, правилам и проблемам вскармливания материнским молоком потомства. Еще трактат содержит рекомендации по воспитанию и правильному уходу за детьми разного возраста .
  • Кайя Чикитса. Слово «кайя» дословно переводится как «все тело». Считаясь одним из самых важных разделов медицины, рассматривает причины и способы лечения болезней, которые «не привязаны» к определенному органу . Например, сахарный диабет и истерия.
  • Агада Тантра – направление, занимающееся проблемами интоксикации и выведении ядов из организма. Также рассматривает, что делать, если человек подвергся укусу ядовитого существа .
  • Шалакья Тантра – раздел, направленный на лечение заболеваний глаз .
  • Бхутавидья. По праву считается самым таинственным направлением, так как в этом трактате уделено внимание колдовству. Сегодня же расцениваются как методы психологического воздействия на сознательное и бессознательное психики человека (например, гипноз) .
  • Шалья Тантра – содержит знания о хирургии и акушерстве .
  • Ваджикарана Тантра – знания о лечении бесплодия и других проблем репродуктивной функции .
  • Расаяна Тантра – секреты долголетия .

Стоит отметить, что Аюрведа предлагает самим принимать ответственность за свой образ жизни и поступки, влияющие на физическое и душевное здоровье .


Пять первоэлементов, из которых состоит мир

Аюрведа утверждает, что все живое и неживое в мире подчинено определенным правилам и обязательно состоит из пяти первоэлементов, именуемых панчамахабхут:

  • Джала – вода. Управляет жидкостями в теле.
  • Притхви – земля (твердые составляющие тела, кости, зубы).
  • Акаша – эфир (внутренние органы). Это основной элемент, управляющий внутренним пространством организма.
  • Агни – огонь. К нему относится все, что способствует протеканию внутренних процессов, их движению. Например, это ферменты, вырабатываемые железами желудочно-кишечного тракта, необходимые для переваривания пищи.
  • Вайя (воздух). Влияет на активность и общее самочувствие человека.

Все эти элементы находятся в теле в разной пропорции и постоянно взаимодействуют . Если возникает дисбаланс хотя бы одного элемента, могут развиться нарушения или даже серьезные заболевания. Аюрведа учит, как следует уравновешивать сосуществование пяти начал и предотвращать недуги.


Теория трех дош и трех гун в Аюрведе

Из первоэлементов образуются три базовые энергии, известные как доши:

  • питта – вода и огонь;
  • вата – эфир и воздух;
  • капха – земля и вода.

Теория трех дош гласит, что у человека преобладает одна из вышеуказанных энергий . Определить, какая именно, можно при помощи анализа конституционных особенностей тела человека.

Так, Аюрведа выделят семь типов конституций тела:

  1. Пита.
  2. Вата.
  3. Капха.
  4. Пита-Капха.
  5. Пита-Вата.
  6. Капха-Вата.
  7. Тридоша (сама-доша) – уравновешенность всех трех дош.

Для Аюрведы теория трех дош – одна из основных. Глубокие знания последователя этой науки помогают выявить болезнь уже тогда, когда она только зародилась.

Не менее важно понимание гун – энергий ума, которые тоже влияют на самочувствие человека:

  • Раджас (страсть) – агрессия, энергия, «бьющая ключом».
  • Саттва (благость) – доброта, милосердие, красота.
  • Тамас (невежество) – то, что негативно влияет на тело и разум человека: депрессивное состояние, лень и грусть.

Зачастую в конкретный момент в человеке берет верх одна из трех гун, определяя его поведение и помыслы личности, что влияет на баланс первоэлементов .

Также вы можете ознакомиться со статьей ««.

Диагностические методы, используемые в Аюрведе

Аюрведа располагает достаточно простыми методами диагностики для выявления недугов. Но, так или иначе, без этих методов не обходится ни одна традиционная медицина.

Итак, врач, работающий в рамках аюрведических знаний, использует такие методы обследования:

  • прослушивание пульса (нади парикша);
  • изучение мочи (мутра парикша);
  • анализ голоса и других шумов (шабда парикша);
  • общее впечатление о человеке (акрити парикша);
  • изучение языка (джихва парикша);
  • применение пальпации (спарша парикша);
  • диагностика по калу (мала парикша);
  • изучение глаз (дрик парикша).

Применение этих методов не требует особых затрат. Но удивительно, что опытный, обладающий всеми необходимыми аюрведическими знаниями врач сумеет с их помощью правильно установить диагноз. При этом главное требование к доктору – проницательность, наблюдательность, наличие развитой интуиции.


Натуральность – основа лечения в Аюрведе

В Аюрведе провозглашается использование в лечении человеческих хворей только натуральных, произведенных самой природой средств: металлов, растений, камней, минералов и прочего. В свою очередь, она отказывается от применения созданных искусственным путем лекарственных препаратов и даже витаминно-минеральных комплексов.

Аюрведа считает, что все, что необходимо нашему организму для поддержания и восстановления здоровья, есть в окружающей нас природе, так как она совершенна . Даже элементы, содержащиеся в синтетических препаратах, обязательно имеют натуральные аналоги. Но только есть существенное отличие искусственного от естественного. Лекарства, созданные с помощью химического синтезирования, при длительном приеме начинают наносить серьезный ущерб органам, поэтому после их приема еще придется восстанавливаться. А вот осмысленное применение натуральных средств безопасно, так как их структура сходна со структурой организма.

Помимо лекарственных средств натурального происхождения, Аюрведа в лечении располагает такими средствами, как: аюрведический массаж, йога, Марма-терапия (воздействие на биологически активные точки организма), медитации, назначение индивидуальной диеты.

Важность питания и диетологии в лечении

В Аюрведе прописана мысль о том, что для здоровья и долголетия важно то, что ест человек . Если питаться правильно, то никакие болезни ему не страшны. Но если даже лечиться с помощью самых эффективных методов и средств, но питаться неправильно, ничего не поможет.

Некоторые продукты как способны укрепить организм, так и разрушить его. Выходит, что правильная пища воздействует как лекарство .

Аюрведа и индуизм созвучны во мнении относительно переселения душ – реинкарнации. В зависимости от того, как была прожита прошлая жизнь (в благочестии или недобрых деяниях), такова и нынешняя жизнь. Обычные аюрведические способы лечения здесь не помогут.

Чтобы излечиться от кармических болезней, потребуется осознание греховных страстей, их преодоление с помощью духовных практик, медитаций и выполнения религиозных предписаний.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Здоровье по Аюрведе, это не просто отсутствие болевых ощущений, симптомов разных заболеваний. Это равновесие разных стихий, тела, сознания и ума человека. Древняя наука рассматривает здоровье, как баланс 3 субстанций тела (дош), 7 разновидностей тканей (дхату) и 3 видов отходов организма (мал). Сегодня в Москве существует множество курсов, которые предлагают обучение методикам и практикам этой науки. Но, чтобы понимать способы лечения Аювердой, нужно разобраться с основными понятиями.

Причины заболевания

Для лечения человека необходимо определить его конституцию. Она складывается из нескольких дош, и определяется по доминирующей. Эти первичные энергии являются направляющими для доктора, который берется за лечение по Аюрведе.

  1. Капха – сочетание воды и земли.
  2. Вата – взаимопроникновение воздуха и эфира.
  3. Пита – смешение воды и огня.

Дхату – это обобщающее название для всех тканей тела. Все они формируются из разных питательных веществ. Выделяют 7 видов дхату.

  1. Раса – жидкость организма, плазма. Она накапливает все питательные вещества, которые получаются из переваренной пищи. Раса питает все остальные ткани.
  2. Ракта – кровь. Разносит по организму кислород, питая им все органы и ткани.
  3. Мамса – мышцы. Защищают внутренние органы и выполняют двигательные функции.
  4. Меда – жир. Служит смазкой для разных тканей и сохраняет в теле тепло.
  5. Астхи – кости. Поддерживают все ткани тела.
  6. Маджа – нервы и костный мозг. Отвечает за коммуникацию между органами тела, заполняет полое пространство костей и моментально переносит импульсы.
  7. Артава и шукра – репродуктивные ткани разных полов. Содержат сущность всех тканей организма и участвуют в создании новой жизни.

Аюрведа также выделяет 3 разновидности отходов. Это моча, кал и пот. Здоровый организм должен производить их в достаточном количестве и своевременно выводить. Этими процессами управляет Агни– метаболический огонь. Все обменные процессы зависят от неё. Агни питает ткани и обеспечивает иммунитет организма.

Аюрведическая диагностика в лечении

Аюрведическая диагностика сводится к определению конституции человека. Только после этого можно понять причины появления болезней. «Болезнетворными» факторами по Аюрведе являются нездоровые привычки. Именно от образа жизни человека зависит его здоровье. Причём, об алкоголизме и курении здесь даже не идёт речь. К болезням ведет усиление доминирующей доши. Например, употребление сухой пищи, постоянная спешка и напряжение усиливают Вату. Пряная и слишком острая пища, ферментированные продукты, влажная погода и жара возбуждают в организме Питту. А холод, пасмурная погода, молочные продукты, мясо и пшеница вызывают избыток Капхи.

Есть болезни разного типа. Их можно «заработать» разными путями. Употребление большого количества горячей и острой пищи, употребление алкоголя, курение и подавление собственного гнева – это самый легкий путь к болезням Питта-типа. Злоупотребление же сладостями, молочными продуктами и частое пребывание на холоде приводит к развитию болезней Капха-типа.

Аюрведа в лечении болезней

Аюрведическое лечение болезней сводится к уравновешиванию разных дош. В противовес принципу «Подобное увеличивается подобным», выведена закономерность «Противоположности уменьшают подобное». Бездумное употребление пищи может стать причиной разбалансировки дош в организме. Умело пользуясь обоими принципами лечения, доктор уравновешивает их, приводя к изначальному состоянию (пракрити).

Пользоваться любым аюрведическим методом можно только после удаления токсинов из тканей организмов. Причём, для выведения их из разных тканей существуют разные способы. Существует 2 принципиальных подхода к лечению.

  1. Эмоциональное освобождение. Негативные эмоции (гнев, страх, злость, беспокойство), если они подавляются человеком, имеют свойство накапливаться в организме в виде токсинов. Аюрведа учит, как освобождаться от эмоционального напряжения. Эта методика сводится к наблюдению за негативной эмоцией, её осознанию и нейтрализации. Все эмоции связаны с энергиями. Страх – это эмоция Ваты, гнев – Питты, а гордость, жадность и зависть связаны с Капхой. Человек, регулярно подавляющий свои страхи рискует получить заболевания почек. Сдерживание гнева станет причиной болезней печени. Подавление чувства жадности вызовет нарушение работы сердца и селезенки.
  2. Панча карма. Этот принцип используется, когда необходимо физическое удаление слизи, газов или других образований в полости тела. Он подразумевает очищение тела мыслей и эмоций. Название принципа переводится, как «пять действий». Он включает в себя 5 процессов, которые считаются основными: терапевтическая рвота, лечебный приём слабительных средств, приём лекарственных средств через нос, лечебная клизма и очищение крови.

Европейская медицина не признаёт таких подходов. Но всё чаще методики Аюрведы применяются в частных клиниках Москвы и практикуются отдельными специалистами. Это способствует популяризации и распространению аюрведических учений. Всё чаще используется Aurveda в медицине для профилактики разных заболеваний.

Процедуры Аюрведы

Для снижения каждого вида энергии есть свои приёмы терапии. Уравновешивание дош происходит с использованием знаний о свойствах дхату. Так, терапия для снижения Ваты заключается в систематическом применении питательных, согревающих, увлажняющих, приземляющих и успокаивающих процедур. Для снижения Питты полезны охлаждающие, успокаивающие, питающие и умеренно очищающие процедуры. Для подавления Капхи используются облегчающие, стимулирующие, очищающие и осушающие процедуры.

Лечение заболеваний производится с помощью лечебных трав и ароматических масел. Выбирая лечебный метод Аюверды, доктор имеет в своём арсенале такие приёмы:

  • разные виды массажей с использованием всевозможных вспомогательных средств;
  • диеты с учётом внутренних особенностей и биоритмов, окружающих человека;
  • приём натуральных лекарственных средств разными способами;
  • медитации для эмоционального уравновешивания стихий внутри человека.

Огромные возможности очищения и омоложения организма, которые предоставляют методики этой науки сегодня используются в салонах Москвы и других городов России. Исповедуя принципы здорового (в физическом и эмоциональном плане) образа жизни, Аюрведа предлагает не лечить болезни, которые укоренились в организме, медикаментами, только усугубляющими итак ужасное положение. Положительные эмоции и правильное питание, оздоровительные процедуры и взаимодействие с природным окружением – вот основные аспекты в лечение по Аюрведе. Часто они являются более действенными, чем самые дорогостоящие лекарства от официальных медиков.

О заболеваниях и травмах суставов, костей, сухожилий и связок многие знают не понаслышке. Малоподвижный образ жизни современного горожанина, плохая экология, несбалансированное питание, постоянные стрессы приводят к тому, что не только пожилые, но и совсем юные молодые люди страдают сегодня такими заболеваниями как: сколиоз, артрит, артроз, ревматизм, остеохондроз, ишиас, подагра, протрузии, боли в суставах, мышцах и позвоночнике, а так же частые переломы и вывихи. В большинстве случаев единственно возможная терапия, которую предлагает современная медицина - это операционное вмешательство, прием дорогостоящих синтетических и гормональных препаратов, либо физиотерапевтические процедуры, которые устраняют болевые ощущения, но не решают проблемы в корне. Именно поэтому все большее число людей обращаются сегодня к альтернативным способам профилактики, диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые предлагает древняя индийская медицинская система аюрведа.

ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЕЙ В СУСТАВАХ ПО АЮРВЕДЕ

Боли в суставах в подавляющем большинстве случаев возникают у людей старше 40-45 лет и сигнализируют о том, что опорно-двигательный аппарат перестал функционировать полноценно. На языке европейской медицины заболевание, которое проявляется через боль, отечность и скопление жидкости в суставах, именуют «артритом» (от греч. «arthron» - «сустав»), а в аюрведической медицине многозначительным словом «амавата», (от санскр. «ама» - «непереваренное» и «вата» - «энергия движения»). Таким образом, уже в самом названии аюрведа сообщает о глубинной причине этого заболевания: в результате неправильного образа жизни, питания и психоэмоциональных нарушений происходит дисбаланс внутренних энергий (Ваты, Питты или Капхи), который ослабляет метаболические процессы в организме и приводит к скоплению токсинов (Амы). Через толстую кишку токсины разносятся по всему организму и оседают в конечной точке - костной ткани (астхи дхату), в результате чего скелет человека лишается гибкости, становится тугим, непластичным и болезненным. Именно поэтому первое, что рекомендует сделать аюрведа для лечения артрита - это вывести из организма токсины.

ТИПЫ БОЛЕЗНЕЙ СУСТАВОВ ПО АЮРВЕДЕ

Как мы выяснили, болезненные ощущения в суставах возникают из-за дисбаланса внутренних энергий организма - дош. Таким образом, Аюрведа выделяет три типа артритов, для каждого из которых предлагается собственная программа профилактики и лечения.

Заболевания суставов Вата-типа.

Основные симптомы: хруст и скрипы в суставах; пульсирующая боль, локализованная не только в самом суставе, но и в близлежащих тканях, которая обостряется на холоде и при движении, ослабевает в тепле и при статичном положении; кожа над местом воспаления сохнет и шелушится.

Побочные симптомы: боли в позвоночнике; метеоризм: повышенная нервная возбудимость.

Лечение:

Питание. Употреблять в пищу преимущественно теплую пищу и напитки. Исключить салаты из свежих овощей и зелени, кукурузу, бобовые, томаты и баклажаны.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Вата-типа: масло Маханараян, таблетки «Йогарадж гуггул», «Трифала».

Асаны. Стоит обратить внимание на упражнения в составе которых есть «маха мудра», «колени к груди» и «наклон вперед».

Заболевания суставов Питта-типа.

Симптомы: покраснение и жжение кожи; ярко выраженный воспалительный процесс, который может сопровождаться повышением температуры; отечность суставов; болевые ощущения, ослабевающие на холоде и усиливающиеся в тепле.

Побочные симптомы: повышенная потливость, диарея, вспыльчивость и раздражительность.

Лечение:

Питание. Исключить из рациона острую и слишком горячую пищу, томаты, соленые и маринованные продукты, зелень.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут холодные компрессы, а так же сандал и кокосовое масло, которые следует наносить на поврежденный сустав. Рекомендуется принимать такие лечебные травы, как: маргоза, шафран, куркума, сандал, гуггул, чапарель.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Питта-типа: таблетки «Кайшоре гуггул» и порошок «Сударшан».

Пранаяма. Регулярное выполнение дыхательного упражнения «Ситали»: сверните языук трубочкой, сделайте глубокий вдох ртом с помощью живота, задержите дыхание, выдохните через нос.

Асаны. Можно выполнять любые упражнения, уравновешивающие доши: «приветствие луне», «голова коровы», «кузнечик», «лук», «верблюд» и др.

Заболевания суставов Капха-типа.

Симптомы: постоянная ноющая боль со стабильной локализацией, которая усиливается в сырых, прохладных помещениях и в статичных положениях, и, напротив, затихает при активном движении и в тепле; сильная отёчность вокруг воспаленного сустава; кожа над местом повреждения эластичная и маслянистая.

Побочные симптомы: тяжелое дыхание; резкие и кратковременные боли в шейном отделе позвоночника; увеличение выработки слизи организмом.

Лечение:

Питание. Следует исключить из рациона молочные продукты, в особенности холодные, сахар и все жирное. Рекомендуется использовать при приготовлении пищи следующие специи: имбирь, корица, куркума, красный перец.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут разогревающие процедуры и самомассаж с использованием горчичного масла, красного перца, порошка вача, а так же компрессы из сухого молотого имбиря в сочетании с боэргавией.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Капха-типа: таблетки «Пунарнава гуггул».

Асаны. Уравновесить капха-дошу помогут асаны «треугольник», «скручивание», «дерево», «наклон вперед».

Обращаем ваше внимание на то, что для постановки точного диагноза лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному аюрведическому врачу, потому что типы заболеваний суставов, описанные выше, зачастую проявляют себя не в чистом, а в смешанном виде и требуют индивидуального подхода к лечению с учетом целого ряда факторов.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ СУСТАВОВ С ПОМОЩЬЮ АЮРВЕДИЧЕСКИХ МАСЕЛ

Особое место в аюрведической терапии болезней суставов занимает использование различных масел. Для того, чтобы понять какое действие оказывает употребление в пищу масел, а так же проведение регулярного массажа и самомассажа с их использованием, достаточно представить себе две высушенные палки, одну из которых на несколько дней помещают в масляный состав. Очевидно, что промасленная палка окажется более эластичной и выдержит бОльшую нагрузку, чем сухая, которая сломается даже при легком ударе или попытке сгибания. Таким образом, аюрведа полагает, что промасливание - это один из самых действенных способов сохранения и восстановления здоровья суставов. При этом, те или иные масляные средства должны подбираться индивидуально, с учетом особенностей вашей конституции и специфики заболевания.

Самые популярные аюрведические масла для суставов:

- это масло применяют при повреждении и растяжении связок, мышц и суставов, снимает мышечное онемение, спазмы, помогает при судорогах. Снимает болезненные ощущения при рематизме, суставных отеках и опухолях, болях в шее.

- в состав масло входят двенадцать уникальных растений. Успокаивает жжение и боль, снимает отеки и онемение, помогает, когда мышцы "тянет" и "скручивает".Применяется при поясничных болях и радикулите, при ревматизме, подагре, артритных состояниях: болях, отечности, жесткости, онемении, ограниченной подвижности суставов. Идеально подходит для лечения суставных заболеваниях Капха-типа.

- кунжутное масло с действующим компонентом - ашваганда. Снимает болезненные ощущения, отечность, улучшает кровообращение, восстанавливает поврежденные при ушибах и травмах ткани.

- масло, способствующее растворению и последующему выводу из организма солевых отложений в суставах, заживляет небольшие ранки, ожоги и другие повреждения кожи, обладает охлаждающим, лечебным и обезболивающим эффектами.

- обеспечивает противоотечный, успокаивающий, рассасывающий, детоксикационный эффект и улучшает питание тканей не только внутри, но и снаружи, придавая коже здоровый внешний вид. У детей и подростков в периоды интенсивного роста костей масло Астикар ослабляет болевые и судорожные симптомы, улучшает кровообращение и обеспечение кислородом всех тканей тела.

- классическая аюрведическая формула массажного масла создана для коррекции и помощи при нарушениях вышедшей из баланса Вата доши. Подходит для общего массажа или применяется локально при любых проблемах с суставами.

Другие аюрведические средства для лечения костей, суставов и мышц:

- это натуральный гель от различных видов суставной и мышечной боли, применяется для восстановления двигательных функций пораженных суставов, устранения отеков и воспаления.

- классическая аюрведическая таблетированная форма препарата, которую применяют при неврологических заболеваниях и проблемах опорно-двигательного аппарата, связанных с дисбалансом Вата доши. Рецептура Йогорадж Гуггул довольно сложна и включает в себя около 30 компонентов, обладающих мощным целебным и антитоксичным действием, направленным на опорно-двигательную систему. Он будет полезен как для поддержания здоровья суставов, мышечной ткани, нервов, так и здоровья в целом.

- смесь эфирных масел и других природных компонентов, приготовленная по древнейшим индийским и китайским рецептам с применением современных технологий и систем контроля качества. Помогает при простуде, болях в мышцах и суставах. Снимает усталость. Обладает выраженным разогревающим действием.

- натуральный аминокислотный коктейль, источник коллагена, кальция, ценных пищевых волокон. Рекомендуется употреблять при ежедневных повышенных нагрузках на суставы и позвоночник для защиты и питания всей костной системы, связок и мышц.

- традиционный аюрведический растительный монопрепарат в виде таблеток для оздоровления суставов. Содержит экстракт Boswellia serrata (Шаллаки).

- растительный комплекс, который объединяет два принципа борьбы с заболеваниями суставов, костей и мышц: оказывает быстрый противовоспалительный и обезболивающий эффект плюс направляет энергию организма на восстановление поврежденных тканей и укрепление хряща.

  • Абхьянга
  • Широ Абхьянга
  • Пинда сведа
  • Сома
  • Широдара
  • Сведана
  • Авагаха сведа
  • Падабхъянга
  • Мукхабхъянга
  • Пижичил

Абхьянга имеет более глубокое и обширное влияние на здоровье человека, чем обычный массаж, за счет особой техники глубокой и естественной гармонизации тела, эмоций и психики. Благодаря целебным смесям эфирных масел и трав она помогает заживить психологические «раны» после воздействия агрессивной внешней или саморазрушительной внутренней энергии; устраняет беспорядочный и бесконтрольный отток энергии; утончает и возвышает чувство любви; приносит покой и умиротворение сердцу.

Аюрведический массаж Абхьянга

Дословный перевод с санскрита «любящие руки». Сознание становится чистым и спокойным, голова - ясной, как кристалл, а тело легким, словно пушинка. Данный массаж приносит благость и спокойствие ума.

Очень приятный массаж всего тела с достаточно большим количеством специально для Вас подобранного теплого лекарственного масла, обогащенного травами и эфирными маслами. Питает, омолаживает кожу и глубокие ткани тела, а также освобождает клетки от токсинов.

Масляная смесь проникает глубоко в клетки, где растворяет, расщепляет и вымещает накопленные токсины в межклеточное пространство, откуда они удаляются естественным путем или с помощью дополнительных процедур.

Абхьянга наполнит Вас энергией и свежестью. Абхьянга сделает кожу Вашего тела упругой, свежей, бархатистой, подтянутой и гладкой. Индивидуально подобранные эфирные масла и травы помогут исцелить проблемную кожу и вернуть ей первозданный вид.

Оздоровительный эффект:

Замедление процессов старения.
Растворение и выведение токсинов и шлаков.
Оптимизация циркуляции крови и лимфы в тканях и коже.
Укрепление и питание тканей тела.
Избавление от мышечных спазмов и болей.
Улучшение сна.
Устранение явлений стресса, нервного истощения и напряжения.
Усиливает, утончает и возвышает любовное чувство.
Устраняет явления целлюлита.
Омолаживает кожу.
Делает кожу упругой и гладкой.

Абхьянга помогает при ревматизме, артрите, смещении шейных позвонков, болях в суставах, очень эффективен при ожирении, дряблости кожи, бессоннице, утомлении, вызванном преобладанием Вата доши.

Широ Абхьянга увеличивает приток кислорода и глюкозы к головному и спинному мозгу, увеличивает прану (жизненную энергию). Энергия поднимается вверх по телу, что помогает при застое в пояснице и малом тазу.

Аюрведический массаж головы Широ Абхьянга

Широ – санкристкое слово, обозначающее голову. Этот аюрведический массаж головы делается со специальным маслом, настоянным на 33 травах, и с помощью особой техники. Стимулирует центральную нервную систему. Дает тонус коже головы и полезен для волос, помогает улучшить память, зрение, тусклость и выпадение волос, избавляет от головных болей, бессонницы, стресса, нормализует кровяное давление.

Процедура питает, смазывает и укрепляет корни волос, предупреждая их выпадение и преждевременную седину. Происходит улучшение кровообращения, расслабление и питание мышц и нервных окончаний. Это помогает освежить ум и тело, снять напряжение и усталость, улучшить цвет лица.

Оздоровительный эффект:

Снимает напряжение и головные боли.
Способствует коррекции деформаций верхней части позвоночника.
Проясняет ум и улучшает способность к концентрации.
Устраняет перхоть.
Укрепляет волосы и препятствует преждевременной седине.
Даёт глубокое расслабление.

Процедура позволяет достичь самых разнообразных оздоровительных результатов, например, регуляции гормонального баланса, укрепления печени, снижения артериального давления, улучшения памяти и других эффектов.

Пинда сведа мягко борется с лишней статикой, делая тело более гибким и подвижным, придает ему энергии. А кроме того, это еще и великолепный пилинг, очищение и омоложение кожи.

Аюрведический массаж травяными мешочками Пинда сведа

Пинда сведа - массаж тела теплыми мешочками, наполненными травами с применением целебных порошков. Показан при артритах, спортивных травмах.

Пинда сведа – незаменимая процедура для полных людей – она помогает избавиться от жировых отложений, убрать застой в тканях, расщепить «лишнее».

В процессе массажа мешочки периодически подогреваются в горячем лечебном масле или травяном отваре.

Мешочки прикладывают, прижимают их к телу, растирают, массируют ими, строго придерживаясь возникшей более 4000 лет назад системы. Масла, проникая в ткани, растворяют накопившиеся внутри них токсины.

Результат – глубокое проникающее действие, прогревание, концентрация энергии на определенных участках.

После этого кровь разносит эту энергию по всему телу, давая импульс к обновлению и оздоровлению. Особая техника исполнения способствует гармонизации эмоций и психики, снимается усталость и ментальное напряжение.


Сома – классика аювердических процедур. Показана абсолютно всем: как в профилактических, так и в лечебных целях. Мягкая синхронная проработка всего тела в сочетании с индивидуальным (в соответствии с типом каждого человека) подбором целебных масел, дает потрясающий эффект.

Во-первых, процедура проводится двумя массажистами и это невероятно приятно. 60 минут на массажном столе можно сравнить с несколькими днями отдыха. Но отдыха отнюдь не пассивного. Во время сеанса задействованы не только мышцы, но и суставы. Во-вторых, это великолепная маска на все тело.

Массаж эффективно используется для лечения нейромышечных расстройств, улучшает состояние подкожной ткани и мышечного слоя. Кожа разглаживается, напитывается и своим сияющим видом говорит Вам спасибо.

Проводящаяся под легкую релаксационную музыку, Сома корректирует фигуру, нормализует физиологические процессы, придает гибкость позвоночнику, улучшает концентрацию, снимает стресс и усталость.

И пока Вы лежите, утопая в клубящихся ароматах благовоний, а четыре руки порхают по Вашему телу, заставляя отвлечься от повседневных забот, наступает самое время ощутить себя частью Вселенной.

Эта обманчиво простая техника зарядит энергией всё Ваше тело, подарит ясность ума и создаст волшебное пространство, в котором вы сможете соприкоснуться со своей истинной сущностью.

Это одна из самых приятных аюрведических процедур, в ходе которой на лоб льется тонкая струйка теплого масла, подобранного в соответствии с Вашей индивидуальной конституцией доктором аюрведы.

Удивительная успокаивающая процедура, при которой теплое лекарственное масло тонкой непрерывной струей льется в центр лба.

Широдхара приносит состояние, похожее на транс, вызывая поток приятных ощущений, которые глубоко расслабляют самые дальние уголки ума и тела. Происходит «открытие» и смягчение лица и лба, расслабление мимической мускулатуры.

Вы вновь обретете «Ваше» лицо, сняв маску негативных эмоций и напряжения, почувствуете высвобождение застоявшейся энергии в теле. Ум прояснится, исчезнет мысленная болтовня и Вам станет легче принимать решения и взаимодействовать с окружающими.

Оздоровительный эффект:

Дарует покой и умиротворение.
Обеспечивает глубокую релаксацию тела.
Восстанавливает энергетическое равновесие.
Устраняет депрессию, тревогу, беспокойства.
Излечивает от бессонницы, улучшает качество сна.
Снимает головную боль, вызванную стрессом.
Нормализует нейрогуморальный статус.
Укрепляет нервную систему.
Улучшает восприятие.
Укрепляет волосы.
Расслабляет мимическую мускулатуру.
Разглаживает морщины.

Как медицинская процедура применяется при эпилепсии, гипертонии, неврастении, гемиплегии и параплегии, бессоннице, астме.


Паровая процедура Сведана

Сведана – процедура прогревания и потения в специальном закрытом столе, называемом Стимбат.

По своей сути - это специальная сауна. Пациент лежит на деревянной решетке, а под ним установлены устройства с горячим травяным отваром, при этом голова пациента находится снаружи конструкции.

Основной целью лечебного прогревания и потения является удаление из организма холода и тяжести, токсинов и шлаков, а также придание телу гибкости и подвижности.

Лечебное прогревание и потение, проводимое после промасливания организма, способствует нормализации процессов образования и выведения нечистот.

Открывает кожные поры, способствует расширению сосудов и очищению организма, выводу токсинов через кожу, уменьшает мышечные боли и тугоподвижность суставов, устраняет отеки и способствует снижению массы тела.

Особенно эфективна после массажа Абхьянга.


Авагаха сведа - прогревание и потение в ванне, приготовленной с горячим, но не обжигающим тело отваром лекарственных субстанций.

Перед проведением процедуры пациента мажут аюрведическим маслом или гхритой – лечебным топленым маслом, в зависимости от дисбаланса Три доша.

Показания к применению:

  • ревматические заболевания,
  • артрозы, артриты,
  • остеохондроз, ишиас, радикулит,
  • миозиты, травмы мышц,
  • стрессы, хроническая усталость,
  • нервные заболевания, бессонница,
  • спазмы и колики.


Это особый вид аюрведического массажа лица, выполняемый при помощи травяных кремов и масел, которые дарят естественную красоту лицу с предварительным распариванием кожи лица травяными горячими мешочками. Включает массаж лица, шеи, декольте. Этот массаж помогает улучшить зрение, предотвращает появление головных болей.

Питает и подтягивает кожу лица, поддерживает хороший тонус мышц и эластичность всех слоев кожи, помогает улучшить контур лица, снять напряжение мышц и последствия стрессов, разглаживая морщины. Снимает напряжение в шее и голове.

Снимает напряжение во всем теле, наполняя его энергией. Вызывает желание заботиться о других, развивает внутреннюю красоту.

Высвобождает подавленные эмоции, облегчает словесное общение, открывает ум для новых идей и позитивных мыслей, улучшает память.

Во время массажа производится воздействие на марма-точки, расположенные на лице, что позволяет улучшить зрение, удалить мешки и темные круги под глазами, влияя на почки, печень и другие органы.

Аюрведические теплые масляные компрессы Пижичил

Это аюрведический метод лечения болей в спине, конечностях, суставах и мышцах. В его основе лежит исцеляющий тепловой эффект, который оказывает сосудорасширяющие действие, усиливая циркуляцию крови, снимает воспалительные процессы, обладает рассасывающим и обезболивающим действием.

Один или несколько накладок, пропитанных целебными маслами лекарственных растений накладываются на больные места в виде теплого компресса.


Масла для теплого аюрведического компресса подбираются индивидуально, в зависимости от состояния пациента. Во время процедуры масло может подогреваться, что бы компрессы были всегда теплыми.

Данный метод эффективен при:

Остеохондрозе, ревматизме, радикулите;
артрите;
миозите;
отложении солей;
нарушении двигательной функции конечностей;
болях в позвоночнике и мышцах;
растяжении связок.