Аничков мост. История создания. Кони клодта в московской городской среде - наводы

Аничков мост - одна из известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он расположился между 66 и 68, 39 и 41 домами Невского проспекта. Назван мост в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, батальон которого при Петре Первом дислоцировался за Фонтанкой в старой финской деревушке, прозванной Аничковой слободой.

Деревянный мост

До 1712-1714 годов Фонтанку знали как Безымянного Ерика. Прокладываемый в то время Невский проспект считался одной из важных улиц столицы - в месте, где пути пересекались, требовалась постоянная переправа.

В 1715-м году императором Петром І был издан указ о строительстве моста на Фонтанной реке. Строительные работы завершились в мае 1716-го года. Так появилась деревянная балочная многопролетная переправа на свайных опорах. Мост перекрывал не только сам проток, но и заболоченную пойму. Переправа получилась внушительных размеров (речь идет о ее длине), впрочем, по-другому и быть не могло, ведь сама Фонтанка в ширину достигала 200 метров.

Протяженность моста - 150 метров. Строительством переправы занимался инженерный батальон под командованием Михаила Аничкова.

Еще в эпоху Петра I мост перестраивался. Так, в 1721-м году его расширили, сделали 18 пролетов. Средняя часть стала подъемной, поскольку на тот момент Фонтанная река была очищена и углублена настолько, что по ней даже начали ходить суда.

В 1726-м и 1742-м годах производился капитальный ремонт моста. В 1749-м архитектором Семеном Волковым была построена новая деревянная переправа, которая практически не имела никаких отличий от типовых конструкций тех времен. Согласно одной из версий, мост выполнили без разводных пролетов и укрепили для того, чтобы можно было доставить царю слонов, подаренных иранским шахом.

Если верить другим сведениям, то, согласно чертежу 1750-го года, строительство переправы было ориентировано на простую балочную систему с подъемным пролетом. Устройства, поднимающие среднюю часть моста, выполнили в виде «журавлей». В процессе реконструкции было принято решение о сохранении всех восемнадцати пролетов, отделанных под каменный руст. Ограждением моста служили деревянные балясины, стоящие между тумбами и увенчанные вазами.

До конца 18 столетия Фонтанка считалась границей города, а Аничков мост в Санкт-Петербурге, в свою очередь, - пропускным пунктом.

Каменный мост с башенками

К середине 18 столетия город вышел за пределы своей естественной границы, начали застраиваться пригородные территории. Этим можно объяснить широкую деятельность государственных учреждений Российской империи, которые занимались вопросами планировки и застройки городов, урегулирования небольших рек и каналов.

Согласно проектам Комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга, в 1780-1789-х годах проводились работы по обустройству Фонтанной реки. В этом участвовала специально учрежденная комиссия, которая до 1783 г. находилась под руководством генерала Ф.В. Бауэра. В ходе проведенных работ были построены каменные береговые стены, имеющие спуск к воде, и 7 однотипных мостов из камня с деревянными разводными пролетами посредине и башнями на быках.

Аничков мост перестраивался с 1783 по 1787 гг. Бытует мнение, что автор этого проекта - известный мостостроитель Франции Ж.Р. Перроне. Но это не подтверждено документально. Переправы школы знаменитого француза продолжали строить до 19 века.

Аничков мост, история создания которого исчисляется десятилетиями, обрел новый вид. Боковые пролеты переправы сделали одинаковыми по величине и перекрыли коробовыми сводами из камня, средний пролет был деревянным и подъемным. Между четырьмя надстроенными башнями протянули тяжелые цепи, при помощи которых и поднимались полотна разводной части.

В 1841-м году на западной стороне переправы появились первые статуи из бронзы: «Юноша, берущий коня под уздцы» и «Конь с идущим юношей». Скульптуры восточного берега были повторением западного, только отлиты они были из гипса, окрашенного под цвет бронзы.

Новые бронзовые кони с литейного двора по приказу Николая I были отправлены в качестве подарка королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Скульптуры до настоящего времени находятся в Берлине. И только в 1844-м году гипсовые статуи заменили новыми, бронзовыми. Правда, простояли они совсем немного. Через пару лет император отблагодарил ими «короля обеих Сицилий» за его гостеприимство.

Копии коней Клодта находились и в Стрельне, в Петергофе, а также в усадьбе Голицыных. И каждый раз их снимали с моста, возвращая на место гипсовые. В 1851-м году мост наконец-то окончательно укомплектовали. Скульптор отказался от повторения прежних статуй. Он принялся за работу над созданием двух новых композиций. Кони еще два раза покидали Аничков мост в Санкт-Петербурге. Во время блокады 1941-го года их сняли и закопали в дворцовом саду, в 2000-м отправили на реставрацию к юбилею города. Всем, кто видел Аничков мост, скульптуры коней запомнятся надолго.

Современная реставрация

В 2007-2008 годах провели реконструкцию одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга (СПб). Аничков мост подвергся капитальному ремонту. В первую очередь занялись устранением трещин в асфальтобетонном покрытии над промежуточными опорами и устоями, также избавились от дефектов вдоль водоотводных лотков и произвели ремонт гидроизоляции. Победила в тендере компания «Пилон», основной сферой деятельности которой последние 10 лет было благоустройство и ремонт набережных Фонтанки. В качестве генерального проектировщика выступило НПО «Ранд».

В ходе реконструкции планировалось заменить наиболее опасные фрагменты арочной кирпичной кладки и переложить 20 рядов свода в зоне, где основная опора приходится на гранитные устои. Также требовалось обновление некоторых каменных блоков, треснувших от нагрузки или сильных морозов.

Эксплуатация моста

При блокаде Ленинграда конные группы закопали на территории Дворца пионеров. Гранитные постаменты были заставлены ящиками с засеянной травой. В результате прямых попаданий взрывных устройств Аничков мост был сильно разрушен. В 1942-м году, 6 ноября, на переправу прилетела бомба весом 250 кг, отчего в Фонтанку упали гранитная тумба и 30 метров решетки, сделанной из чугуна. Тем не менее, на следующий день возобновили трамвайное движение по мосту, а еще через 5 дней завершили работы по восстановлению ограды. Новые части решетки отличаются только клеймом «Лентрублит». Скульптуры животных вернули на мост к 1 мая 1945-го года.

Близлежащие достопримечательности

Вы планируете посетить вторую столицу России и не знаете, что же стоит посмотреть? Как говорилось выше, одной из достопримечательностей считается Аничков мост. Петербург богат различными переправами и удивительными памятниками архитектуры. Недалеко от Аничкова моста находятся Михайловский сад, памятник Чижику-Пыжику, Храм Спаса-на-Крови, Русский музей, Летний сад и Фонтанный дом.

Образовательный центр «Аничков мост»

Местным жителям известно, что не только достопримечательность Петербурга носит название «Аничков мост». Так еще именуется европейский образовательный центр. В нем объединено два творческих коллектива, оба известны не только в России, но и в Европе. Компания работает с детскими дошкольными образовательными учреждениями, воплощая в жизнь методики раннего развития.

Фольклорное имя

У жителей Петербурга хорошее чувство юмора, и они подшучивают над своим городом весьма изящно и элегантно. Так, к примеру, Исаакиевский собор получил название «Чернильницы», памятник Петру Первому - «Медного всадника», а Аничков мост стали называть «Мостом шестнадцати яиц».

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.


Перед Аничковым мостом размещалась застава, - в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, - они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили - теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.


В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали - теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине .

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией - укрощение коня, победа человека над дикой силой.



Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя - в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы - «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, - из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел - для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть - цвет расчищенной бронзы, - именно такими и создал их Клодт.


После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, - если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, - композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.


Аничков мост зимой

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Фрагмент скульптуры

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Аничков мост (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мост через Фонтанку на Невском проспекте, обрамленный четырьмя скульптурами укротителей коней, - один из самых узнаваемых мостов Санкт-Петербурга.

Общая длина моста - 54,6 м, ширина - 37,9 м. Аничков мост имеет три полосы движения, а также пешеходные тротуары.

Официальное его название «Невский мост» не прижилось. Название «Аничков» пошло от имени подполковника-инженера Михаила Аничкова, рабочий батальон которого отстроил слободу, находившуюся неподалеку. Он же принимал участие в строительстве моста. Истории же, возводящие название моста к некоей Аничке или Ане, - просто городские легенды.

Первый деревянный мост на этом месте был построен при Петре I в 1716 году и имел длину около 150 метров. Впоследствии мост множество раз менялся: расширялся, укреплялся, перестраивался в дереве и камне. Современный вид мост приобрел в середине 19 века. Три пролета, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича и облицевали гранитом. Появились чудесные чугунные перила, выполненные по эскизам немецкого архитектора Карла Шинкеля, изображающие русалок и морских коньков.

В 1841 году появились знаменитые конные скульптуры Клодта, отлитые в бронзе. Сначала на западной стороне «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». На восточной же стороне симметричные скульптуры устанавливались пять раз. Первую пару Николай I преподнес в качестве подарка прусскому королю - укротители и ныне стоят в Берлине в Клейст-парке. Вторые оказались в Неаполе - благодарность за гостеприимство королю обеих Сицилий от императрицы Александры Федоровны. Остальные «разбежались» по России. После Клодт решил не повторять скульптуры, а изготовил новые, показав четыре стадии укрощения коня.

Интересно, что две лошади, которые смотрят на Адмиралтейство, подкованы, а другие две - подков не имеют. Говорят, в 18 веке на Литейном располагались кузницы. Вот и получается, что кони идут на Литейный без подков, а обратно - подкованные.

Аничков мост относится к объектам культурного наследия РФ. За эксплуатацией моста ведется наблюдение, контролируется износ опор и покрытия, проводятся плановые реконструкции самого сооружения и скульптур. Во время ленинградской блокады укротителей снимали и закапывали в саду Аничкова дворца. А на одном из постаментов и сейчас можно увидеть след от артиллерийского снаряда.

"Клодтовы кони". Аничков мост. - ч.3.

В ноябре 1832 г. в жизни Петра Карловича Клодта произошло важное событие: молодой академик женился на Иулиании Ивановне Спиридоновой, племяннице А.А. Мартос - жены скульптора, ректора Академии художеств И.П. Мартоса. Сначала Клодт попросил руки дочери ректора Катеньки, в чем ему было отказано. Впрочем, полюбившие молодого мастера, Мартосы тут же предложили ему свою "бедную, но трудолюбивую" племянницу. И он согласился. Молодая жена была хороша собой, стройна и грациозна. "С Юленькой я как у Христа за пазухой", - говорил П.К. Клодт. Он получил квартиру при Академии, мастерскую. Своеобразным подарком новобрачным стал заказ царя, через годы ставший мировым шедевром - скульптуры Аничкова моста.....

Ани́чков мост (Аничкин мост ) — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга .Аничков мост через реку Фонтанку входит в состав Невского проспекта. Первый деревянный мост здесь был построен по указу Петра I в 1715 году. Тогда он стал пограничным для города. Название мост получил по имени майора Михаила Аничкова , командовавшего батальоном морских инженеров,строивших мост, батальон размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой». Позднее возникли 3 других названия: Аничков мост, Аничковские ворота на Невском проспекте, стоявшие недолго, и Аничков дворец. Впоследствии Аничков достиг чина полковника и владел участком, где сейчас находится Александринский театр. Оттуда к Садовой ул. проходил Аничков переулок (ныне пер. Крылова).,который во времена Петра Первого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. Длина переправы составляла 150 метров, перекрывала не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки.Деревянный мост был со шлагбаумом, в ночное время шлагбаум опускался. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц. Для того чтобы по Фонтанке могли проплыть суда с высокими мачтами, в 1726 году мост был сделан разводным. По проекту М. Г. Земцова рядом с мостом был построен караульный дом, где солдаты укрывались от непогоды. До этого укрытием для солдат служил простой шалаш. Аничков мост разводили и по ночам, дабы в город из леса не забегали волкиВ 1742 году под переправу были подведены новые сваи. В 1749 году по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. Длина Аничкова моста была более 200 метров, что почти в 4 раза больше длины современного моста.В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На быках моста находились башни с разводным механизмом .


Аничков мост в 1830-х годах.

В 1841 году Аничков мост перестраивается по проекту инженера И. Ф. Бутаца. Строительные работы были начаты 22 мая, завершены к осени того же года. Новый Аничков мост стал каменным, трёхпролётным. В начале ноября 1841 года на нём были установлены перила и гранитные пъедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. По отчётам Министерства финансов строительство переправы стоило 195294 рубля серебромТоржественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года. Движение по мосту было открыто в январе 1842 года.


Василий Садовников."Аничков мост".


Современник этих событий писал:«Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!... Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».Новый Аничков мост, созданный по проекту инженера А.Д. Готмана, был открыт 20 октября 1841 года. Рисунок перил исполнил архитектор А.П. Брюллов, а главным украшением моста стали скульптурные группы коней с водничими, выполненные Клодтом.Правда сначала скульптуры "Покорение коня человеком" было решено установить для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара, у входа с Набережной на Дворцовую площадь.


Paolo Sala."Аничков мост".

В 1833 г. и модели и место для скульптур утвердил сам император и одобрил совет Академии художеств. Однако когда первые две группы были готовы к отливке, Петр Клодт, отправившись на предполагаемое место установки скульптур, сделал вывод, что не правильно ставить их на берегу Невы между Адмиралтейством и Зимним дворцом - "Как же можно укрощать коней рядом с водой и кораблями?" Клодт стал искать другое место, и, вскоре обнаружил, что самое подходящее - на Невском проспекте, на Аничковом мосту. Как раз в те самые дни Н.В. Гоголь писал: "Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге!" Любопытно, что сказал бы Николай Васильевич, увидев на Аничковом мосту Невского скульптурную группу Петра Клодта? Но Аничков мост тогда был еще узок и пуст. Решив вопреки замыслу царя поставить свою скульптурную "поэму" на Аничковом, Клодт лишь намекнул об этом Николаю I - согласие пришло само собой. Царь понимал, что Аничков и в самом деле устарел, нужна реконструкция. А тогда и кони Клодта будут здесь к месту. Из императорских конюшен в полное распоряжение скульптора привели двух чистокровных арабских жеребцов: Клодт мог их и рисовать, и лепить, и кормить из своих рук, и запрягать в свой экипаж. Через некоторое время Николай I, посетивший мастерскую и увидевший коней еще в глине, восхищенно сказал: "Барон, твои кони лучше моих жеребцов". Будучи еще вольнослушателем Академии, Клодт пошел в ученики к лучшему русскому литейщику Василию Екимову. И став уже именитым, барон не оставлял художественного литья, чтобы точно знать, что и как из вылепленного перейдет в бронзу. В 1838 году, когда первые модели "Укротителей" были готовы к отливке, внезапно умер Екимов. И, как единственному скульптору, в совершенстве овладевшему литьем, Клодту предложили не только самому одевать в бронзу свои изделия, но и возглавить весь Литейный Двор. Так впервые в истории русского искусства скульптор, не имея профессионального образования, стал заведующим литейной мастерской. И когда настал торжественный час отливки, у плавильных печей собралось множество людей. Толпа, сняв шапки и крестясь, притихла. Вскоре расплавленная бронза потекла в формы. Клодт был весь в напряжении. Рабочих лихорадило от жара - им давали пить молоко. Президент Академии Оленин, не в силах стоять от волнения, сидел за дверями и бормотал молитвы. Внезапно раздалось мощное "ура". Свершилось! Клодт вышел к Оленину, рухнул рядом с ним на табурет... А на Невском шла перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители - весь Петербург работал на коней Клодта. Вскоре была отлита вторая группа "Укротителей". И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось открыть поскорее новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста. Думал ли тогда Петр Клодт, что понадобится еще целых десять лет, прежде чем он сыграет на Аничковом весь свой блестящий спектакль - в четырех бронзовых картинах. Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. То, что увидел Петербург, восхитило всех: "Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, - писали газеты. - Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно водничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую". После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму, который был от скульптур без ума. Николай I подарил их прямо "с моста". Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. Коней установили у главных ворот королевского дворца. "По доставлении в Берлин подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп пожалован от Его Королевского Величества кавалером ордена Красного Орла III степени" 14 августа 1842 г. Находясь в Германии, Клодт писал А.П. Брюллову: "Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб и квас - только бы поскорее вернуться в Россию". Потомок иноземцев, П.К. Клодт по своему духу, привычкам, пристрастиям был таким русским, что, находясь в Германии, ужасно тосковал по родине. Впрочем, "страдания" Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм, помимо ордена, пожаловал ему еще и бриллиантовую табакерку.


1 апреля 1843 г. Клодт "за отличное исполнение конных групп, сделанных им вновь для Аничкова моста, Всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Анны III степени". В 1843-1844 г.г. он в третий раз отливает бронзовые копии "Укротителей". Но уже другой гость Николая I, король Обеих Сицилий Фердинанд II, увидев божественных коней Клодта, пожелал видеть их ежедневно у себя в Неаполе. Весной 1846 года они были отправлены туда, где и сегодня стоят у входа в дворцовый сад. В июле 1846 г. Клодт пожалован от Его Величества короля Неаполитанского кавалером ордена Св.Фердинанда. Европейские газеты сообщали: "В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" - картина Эспаньолетто и бронзовые кони русского барона Клодта". Берлин, Париж, Рим удостоили Петра Клодта звания почетного члена своих Академий. Почти двадцать лет длился вдохновенный и кропотливый труд ваятеля. В 1850-1851 годах все гипсовые скульптуры были заменены бронзовыми.Прямым прообразом коней Клодта послужили фигуры Диоскуров в Римском форуме на Капитолийском холме, но у этих античных скульптур был неестественный мотив движения, а также налицо нарушение пропорций: по сравнению с увеличенными фигурами юношей кони выглядят слишком маленькими.Другим прообразом были «Кони Марли » французского скульптора Гийома Кусту (фр.), созданные им около 1740 года, и находящиеся в Париже на въезде на Елисейские Поля с площади Согласия. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и изображены гигантами рядом с малорослыми водителями.Клодт, в свою очередь, изображал обычных кавалерийских лошадей, анатомию которых изучал много лет. Реализм пропорций и пластики был изображён скульптором в традициях классицизма и это помогло вписать скульптурное оформление моста в исторический архитектурный пейзаж этой части города. Одним из серьёзных отличий этой композиции от работ предшественников является отказ от идеи полной и безусловной симметрии и создание последовательного произведения, состоявшего из четырёх композиций.Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.Конные группы гениально просто соединены сюжетным замыслом - взяты четыре момента укрощения необъезженного коня. Строение коня было воссоздано с непогрешимой точностью, тщательно выявлены все его мускулы и складки кожи. В изображении лошади Клодт достиг совершенства, он сумел передать ее внутреннее состояние - страх, гнев, разъяренность, гордое повиновение. Аничковых коней справедливо считают вершиной творчества Клодта. Острая динамика, экспрессия, оригинальное развитие темы в сочетании с гармоническим равновесием и строжайшей выдержанностью пропорций, наконец, высокое качество исполнения, ювелирная точность отливки, - принесли автору мировую славу. В первой группе животное покорно человеку — обнажённый атлет, сжимая узду, сдерживает вздыбленного коня. И животное, и человек напряжены, борьба нарастает. Это показано с помощью двух основных диагоналей: плавный силуэт шеи и спины лошади, который можно увидеть на фоне неба образует первую диагональ, которая пересекается с диагональю, образуемой фигурой атлета. Движения выделены ритмичными повторами.


Во второй группе голова животного высоко вздёрнута, пасть оскалена, ноздри раздуты, конь бьёт передними копытами по воздуху, фигура водничего развёрнута в форме спирали, он пытается осаживать коня.Основные диагонали композиции сближаются, силуэты коня и водничего как бы переплетаются между собой .


В третьей группе конь одолевает водничего: человек повержен на землю, а конь пытается вырваться на волю, победно выгибая шею и сбросив попону на землю. Свободе коня препятствует только узда в левой руке водничего. Основные диагонали композиции отчётливо выражены и выделено их пересечение. Силуэты коня и водничего образуют раскрытую композицию, в отличие от первых двух скульптур .

В четвёртой группе человек укрощает разъярённое животное: опираясь на одно колено, он укрощает дикий бег коня, обеими руками сжимая узду. Силуэт коня образует очень пологую диагональ, силуэт водничего неразличим из-за драпировки, спадающей со спины коня. Силуэт памятника снова получил замкнутость и уравновешенность.Ни одна из групп Аничкова моста не повторяет другую ни по сюжетному мотиву, ни по очертаниям силуэта. Движение подчинено организующему ритму, который связывает все четыре группы воедино, придавая им характер стройного ансамбля. Позже копии "Укротителей" были установлены в Петергофе, Стрельне, усадьбе Голицыных в Кузьминках под Москвой (сохранились). Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга.

А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста:

"...Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
Все пребывало. Движенья, страданья —
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек".


Robert Miph "Anichkov Bridge "

В 1902 году состояние Аничкова моста было признано аварийным. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 году под руководством архитектора П. В. Щусева. Во время блокады Ленинграда конные группы были закопаны во дворе Дворца пионеров. На гранитных постаментах были выставлены ящики с засеянной травой.Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.Конструкция моста не была нарушена войной, и мост продолжал исправно функционировать без капитального ремонта.Ещё до окончания войны конные статуи были возвращены на место накануне 1 мая 1945 года. Во второй половине XX века года было проведено несколько текущих ремонтов моста. Мост продолжал разрушаться от времени и от статических нагрузок. В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин. В 2008 году проводился очередной капитальный ремонт моста.Сейчас длина моста 54,6 метра, ширина — 37,9 метра

В середине 90-х годов была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. Об этом малоизвестном факте свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил.



Скульптор потратил на эту работу 20 лет своей жизни. Эта работа стала одной из самых значимых и известных работ скульптора. После обсуждения в 1833 году на художественном совете первых двух скульптурных композиций академический совет решил избрать скульптора в назначенные академики, что и было сделано пятью годами спустя — в 1838-м. Также в том же году он был назначен профессором скульптуры и возглавил Литейный двор Императорской академии художеств.Сама работа была признана современниками одной из вершин изобразительного искусства, сопоставимой с картиной К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». В короткое время она приобрела европейскую известность.Окончательно статуи заняли свои места только спустя 10 лет после установки первых вариантов. Они покидали свои постаменты дважды: В 1941 году, во время блокады, скульптуры были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца и в 2000 скульптуры снимались с моста для реставрации."Укротители" на Аничковом стали лебединой песней Клодта!


Говорят в культурной столице России всего около 800 мостов, перекинутых через множество рек и речушек, протоков, озер, прудов и искусственных водоемов. За каждым из них закреплена своя история. Но по числу откровенных фактов, красивых историй, легенд, мифов, народных баек и анекдотов, из всего этого огромного количества мостов можно выделить лишь несколько десятков. Среди них есть небольшой, но очень знаменитый Аничков мост.

Находится он на пересечении Невского проспекта с рекой Фонтанкой. Он запечатлен на многих картинах, открытках, гравюрах. Главной его особенностью являются знаменитые скульптуры «Укротители коней». Это лучшее произведение скульптора П. К. Клодта, доставившее ему мировую славу. Всего «коней» в Санкт-Петербурге около 30 и 11 из них работы скульптора Клодта.

Назван мост в честь инженера-подполковника Михаила Аничкова. Именно его батальонам выпала честь возвести сие сооружение по приказу самого Петра I. Но выдумщикам петербуржцам полюбилось название «Аничкин мост» — естественно никакой Анечки или Ани в родословной сооружения не упоминается, но звучит не менее красиво и загадочно.


Аничков мост в XIX веке

Со временем мост несколько раз перестраивался. В годы перестройки Аничкова моста скульптор Пётр Карлович Клодт, возглавлявший уже тогда академическую литейную мастерскую, работал над одним из проектов художественного оформления пристани на набережной Невы, напротив Академии художеств. Тогда её собирались украсить скульптурными группами коней, ведомых юношами, – наподобие тех, что оформляют въезд на Елисейские поля в Париже.


«Кони Марли» на площади Согласия, Париж

Но планы изменились. На пристани были установлены сфинксы, привезенные в Петербург из древней столицы Египта города Фивы весной 1832 года. Фигуры сфинксов высечены в XIII веке до н. э. Их лица – портретные изображения фараона Аменхотепа III.


Египетский мост, 1896, Фото: F. Krátký

Клодтовские кони оказались вроде бы не у дел. И скульптор предлагает установить своих коней на перестроенном Аничковом мосту.

Осенью 1841 была установлена первая пара коней – на западной стороне моста, со стороны Аничкова дворца, а напротив стояли их гипсовые копии.

Дважды Клодт отливал бронзовые композиции для восточной стороны, и дважды вскоре после установки они снимались с постаментов, чтобы быть подаренными европейским монархам.

Первые копии в 1843 году отправились в Берлин. Это был обмен подарками между родственниками: на прусский престол вступил Фридрих-Вильгельм IV, родной брат принцесс Фредерики-Луизы-Шарлотты, ставшей женой Николая I Александрой Федоровной. Вот они — кони Клодта на первоначальном месте у королевского замка в Берлине. Позже они перенесены в Клейст-парк.


1860 г

А в 1846 кони были сняты с постамента и подарены королю обеих Сицилий Фердинанду II Бурбонскому. Отмечалось 30 лет со времени восстановления королевства обеих Сицилий; однако, говаривали что это скорее знак благодарности: незадолго до этого императрица путешествовала в Италию для поправки здоровья, и неаполитанский тиран устроил ей роскошный прием. Вот они — хорошо знакомые нам бронзовые кони и юноши Клодта у ворот королевского дворца в Неаполе.


Фото: honestlil.livejournal.com

В итоге Клодт отказывается от установки на восточных устоях Аничкова моста копий и решает создать две новые оригинальные композиции, в развитие задуманного сюжета «Укрощение коня». В 1850 году этот грандиозный замысел был полностью завершён.

Публика была в восторге, Николай I — доволен.

Во время церемонии по случаю торжественного открытия моста император, как известно, не отличавшийся изысканностью выражений, с солдатской непосредственностью громогласно заявил, хлопнув скульптора по плечу:

— Ты, Клодт, делаешь лошадей лучше, чем жеребец, — такой сомнительный комплимент гордому французу стоил императору очень дорого, но он об этом уже никогда не узнает. Барон Петр Клодт оказался на редкость злопамятным…

Прошли годы, и именно ему, Клодту, поручают создать статую уже покойного к тому времени императора. Конечно, памятник должен был быть конным. Маэстро великолепно выполнил свою работу: его всадник даже превзошел «медного», ведь конь под Николаем держится лишь на двух точках опоры! Такого до Клодта никто в мире сотворить не мог.


Фото: fiesta.city

Однако вспомнив прежние обиды, скульптор все же отомстил монарху: на шее Николая он написал русское слово из трех букв, которое в России знают все. Эта надпись жива до сих пор. Поверьте на слово — залезать на памятник не нужно.

Вероятно, не только Клодту насолил усопший Николай I. На следующий день после открытия памятника некий остряк подвесил на сгиб передней правой ноги коня доску. На ней яркой краской было написано: «Не догонишь». Надпись поняли все петербуржцы: не будь громады Исаакиевского, Николай смотрел бы в затылок Великому Петру. Недаром позже петербургский фольклор пополнился поговоркой «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Кстати, расправляться с недругами посредством своих скульптур для Петра Ивановича Клодта было не внове. Проходя по Аничкову мосту, еще раз обратите внимание на клодтовских коней: ярый антибонапартист, скульптор в своем духе «уколол» «неистового корсиканца», отчеканив наполеоновский профиль меж ног одной из лошадок. По другой версии — это физиономия любовника жены.

У питерцев в ходу была загадка про Аничков мост: сколько яиц на мосту? Сейчас отвечают — 16, а до 1917 года отвечали — 18, потому что там круглосуточно дежурил городовой. А во времена антиалкогольной компании Горби говорили, что во всём городе есть только 4 непьющих мужика — у них руки заняты, они коней держат.

О скульпторе


Пётр Карлович Клодт

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург.

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .